Поиски "истинной философии"
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Вл. Соловьева / Поиски "истинной философии"
Страница 1

Достоевский создал ту основу, на которой последующим русским философам предстояло развивать более строгое и последовательнс мировоззрение, дающее новый образ человека, мира и Бога. Соловьев сделал первый и самый важный шаг на этом пути. Впервые в русской философии ему удалось выстроить связную и хорошо проработанную систему, охватывающую все традиционные разделы философского знания - онтологию и гносеологию, этику и эстетику, антропологию и социальную философию. Именно поэтому Соловьев стал ключевой фигурой в истории русской философии, все последующие мыслители неизбежно должны были начинать свою творческую деятельность с освоения системы Соловьева и с определения своей позиции по отношению к ней.

Все ключевые темы русской философии, с той или иной степенью полноты разрабатывавшиеся мыслителями первой половины XIX в., нашли себе своеобразное и в некотором смысле итоговое воплощение в творчестве Соловьева. Первой среди них, конечно же, должна быть названа тема истинного смысла христианства, которой отдали дань большинство русских мыслителей. Если вспомнить, как происходили поиски истинного содержания христианства от Чаадаева до Достоевского, то нетрудно будет подметить две черты, которые объединяли большинство русских мыслителей, писавших на эту тему, вне зависимости от их конкретной конфессиональной и догматической ориентации. Во-первых, это представление о христианстве не просто как об учении, "теории" (пусть даже ориентированной на практическую деятельность), а как о реальной силе, действующей в мире и человеке и связанной с самыми глубокими основами человеческого бытия и бытия всего мира. Во-вторых, это решительный отказ от однозначного противопоставления и разделения духа и материи, божественного и земного бытия, свойственного средневековому христианству. Не к подавлению и не к умервщлению плоти зовет истинное христианство, по мнению русских философов, но к ее преображению, возведению на ступень божественной и совершенной материальности.

В своем понимании сущности христианства и христианской веры Соловьев непосредственно продолжает и развивает идеи своих предшественников. Наиболее ясно свое отношение к "истинной" сути христианства Соловьев изложил в небольшой, но очень важной работе "Об упадке средневекового миросозерцания" (1891). Главная мысль Соловьева заключается в том, что "средневековое миросозерцание", составляющее основу исторического, церковного христианства в обоих его главных конфессиях, по своей сути не является выражением той истины, которая содержится в Откровении, данном человечеству приходом Иисуса Христа. Искажение учения первоначального христианства, произошедшее в период поздней античности и Средневековья, по Соловьеву, связано прежде всего с внесением в него "исключительного догматизма", "одностороннего индивидуализма" и "ложного спиритуализма".

Догматизм восторжествовал в христианстве, по Соловьеву, после его признания официальной религией Рима при императоре Константине. Это привело к тому, что "к христианству привалили языческие массы не по убеждению, а по рабскому подражанию или корыстному расчету". Сохраняя свой старый, языческий строй жизни и не желая его радикального изменения, новообращенные христиане превратили свое учение в систему абстрактных догматов, принятие и "теоретическое" исповедание которых признавалось достаточным для посмертного спасения. В результате возник чудовищный разрыв между религиозной сферой и непосредственной жизнью; вера превратилась в абстракцию, которая не играла решающей роли в жизни людей. Одновременно христианство подпало под влияние развивавшегося в поздней античности индивидуализма, что выразилось в убеждении о спасении только как индивидуальном акте. И наконец, произошло еще одно прискорбное искажение сути христианского Откровения. "Ограничивая дело спасения одною личною жизнью, псевдохристианский индивидуализм должен был отречься не только от мира в тесном смысле - от общества, публичной жизни, - но и от мира в широком смысле, от всей материальной природы". Произошло известное и наиболее характерное для средневекового миросозерцания противопоставление греховной, злой, материальной природы и души человека, спасение которой стало пониматься целиком зависимым от ее способности отстранить плотское, земное бытие (это и есть "спиритуализм" христианства).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...