Здесь впервые наглядно выявляется характерное противоречие во взглядах Соловьева. Тот факт, что человечество представляет собой божественную духовно-материальную целостность (уже представляет собой!), не согласуется с другим его принципиальным утверждением, в котором постулируется, что главная цель человечества заключается в преодолении наличной раздробленности людей и достижении именно указанного состояния цельности, обозначаемого Соловьевым терминами "нормальное общество" и "практическое всеединство" очевидно, что цель не должна и не может пониматься как уже реальное состояние. Причины возникновения этого противоречия (аналогичного тому, которое мы ранее обнаружили в философии Чаадаева; см. раздел 3.1) будут подробно рассмотрены в дальнейшем, а сейчас вернемся к анализу представлений Соловьева об истинной сути христианства.
Критикуя средневековое христианство, Соловьев пишет: "В своем одностороннем спиритуализме средневековое миросозерцание вступило в прямое противоречие с самою основою христианства. Христианство есть религия воплощения Божия и воскресения плоти, а ее превратили в какой-то восточный дуализм, отрицающий материальную природу как злое начало". Возрожденное, "истинное" христианство должно в качестве своей главной цели принять не спасение, человеческой души от плоти, от земного мира, но "спасение" самой плоти, преображение земного мира вместе с человеком и через человеческую деятельность. Эта же задача является главной и для "истинной философии", создаваемой Соловьевым, причем главной - не столько в смысле теоретической проблемы, сколько в смысле реального дела, которое философия должна обосновать в теории и затем реализовать на практике, в жизни всех людей. В этом моменте особенно заметно совпадение принципов философии Соловьева с главными принципами мировоззрения Достоевского (см. "Три речи в память Достоевского", 1881-1883). Формулируя указанную главную задачу почти так же, как и Достоевский, Соловьев осуществляет затем философский анализ выдвинутого им идеала и обосновывает возможность его реализации в жизни.
В соответствии с "истинной философией" Соловьева идеальное, преображенное состояние мира и человека это божественное состояние всеединства, в котором несовершенство мира устранено за счет преодоления его основы - за счет преодоления обособленности и независимости друг от друга отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ). Через все творчество Соловьева проходит твердая вера в достижимость этого идеального состояния. Пытаясь понять основания этой веры, мы подходим к важнейшему элементу философской системы Соловьева, без которого она осталась бы набором слабо связанных принципов, наподобие концепции славянофилов. Таким основанием является интуиция Абсолюта как онтологически реального всеединства, предшествующего в метафизическом смысле нашему несовершенному миру и поэтому гарантирующего воплощение идеального состояния мира в конце его космологического и исторического развития.
Нетрудно найти исторические аргументы, подтверждающие, что человеческое общество
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...