Только в самых последних статьях, позже объединенных издателями под заглавием "Теоретическая философия", Соловьев внезапно возвращается к самой плодотворной идее своих ранних работ. Вновь рассматривая проблему исходного начала метафизики (науки об истинно существующем), он называет это начало "становящимся разумом истины"и описывает как всю бесконечную полноту содержания человеческого сознания, освобожденного от всех тех условий и ограничений, которые превращают его в эмпирическое сознание отдельной личности. Критикуя идею субстанциальности души, идущую от Декарта, Соловьев утверждает, что по-настоящему исходным, тем, что не подлежит сомнению в нашем познании, является самодостоверность наличного сознания, самодостоверность потока наличных фактов; причем по отношению к этому потоку бессмыслен вопрос о том, чье это сознание. Только над этим уровнем "наличного сознания" надстраиваются структуры логического мышления, и появляется возможность говорить об истине; на этом вторичном уровне, в свою очередь, появляется возможность зафиксировать субъект познания и я (уже в смысле абстрактного, отвлеченного начала). Этот интересный подход к анализу сознания (предвосхищающий современную феноменологию) остался у Соловьева неразработанным и даже не вполне ясным. Однако совершенно очевидно, что в нем нашли себе непосредственное продолжение и идея "внутреннего опыта", и связанное с ней убеждение Соловьева в том, что истинный Абсолют надо искать не "вне", а "в" человеке, в непосредственности его "внутреннего" бытия.
В работах, написанных после книги "Кризис западной философии", Соловьев уже не применял для описания акта мистического постижения Абсолюта-всеединства термин "внутренний опыт". Однако само представление о мистическом акте соединения сознания с Абсолютом как основе личного бытия человека и всех форм его деятельности становится центральным принципом его системы. В этом аспекте он является прямым продолжателем линии Хомякова, который, как мы помним (см. раздел 3.3), впервые попытался обосновать гносеологию с помощью мистической онтологии. Соловьев обобщает этот принцип и у него мистическая онтология обосновывает уже абсолютно все сферы жизни и культуры, в том числе философское и естественнонаучное знание. Именно в этом смысле он называл свою "истинную философию" мистицизмом, принципиально отличая последний от традиционного мистицизма, противопоставляющего себя науке и рациональной философии и враждебно настроенного по отношению к ним. Подробнее о своеобразной классификации Соловьевым сфер человеческой деятельности и культуры речь пойдет в разделе 6.6.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...