"Я думаю, - пишет С.Трубецкой, - что человеческое сознание не есть мое личное отправление только, но что оно есть коллективная функция человеческого рода. Я думаю также, что человеческое сознание не есть только отвлеченный термин для обозначения многих индивидуальных сознаний, но что это живой и конкретный универсальный процесс. Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нем объективно, т. е. всеобщим образом, то я признаю истинным - от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех". Введенное здесь понятие "соборного сознания" заставляет вспомнить и идею "мирового сознания" Чаадаева, и идею мистической Церкви Хомякова, и идею Софии (духовного организма человечества) Соловьева. Однако в отличие от своих предшественников С.Трубецкой пытается сохранить баланс между индивидуальным и соборным (общим), сохранить абсолютную ценность личности на фоне соборного целого. Ради этого он отказывается считать соборное сознание реальным Абсолютом (поскольку в этом случае оно полностью поглощает индивидуальное сознание) и полагает его, как и личность, развивающимся, только стремящимся к некоторой абсолютной (богочеловеческой) форме. Наличное "несовершенство" соборного целого и его движение к совершенству проявляются прежде всего в неадекватности и неточности нашего познания, в его устремлении к абсолютной истине (т. е. к схватыванию всей полноты бытия).
Здесь становится особенно наглядным зависимость идеи соборного сознания от концепции "второго Абсолюта" у Соловьева. Параллели с еще одной концепцией Соловьева - представлением об Абсолюте как организме "метафизических существ" - возникает, когда С.Трубецкой пытается уточнить, какие составляющие нашего индивидуального сознания свидетельствуют о его причастности соборному целому. Проведенная им критика эмпиризма и рационализма делает очевидным, что соборный характер нашего познания проявляется прежде всего в непосредственном сознании бытия реальных предметов, по отношению к которому чувственные качества этих предметов и их логические определения выступают как вторичные и производные. Но само бытие более конкретно осознается нами как действие соответствующих вещей и явлений, осуществляемое на нас и на другие вещи. Это и является вторым моментом, происходящим из соборности сознания (помимо непосредственной данности в нашем сознании бытия, а не представления предметов; мы непосредственно сознаем мир как совокупность деятелей, активных бытийных сил, подобных нашей собственной личности. "Если мы можем познавать логично и положительно причинность, действительность других существ, ясно, что мы должны признать формальную соборность человеческого сознания, которая позволяет ему подлинно сознавать эту реальность и действие других, -всеобщую действительность. Только в силу этого свойства моего сознания я могу объективно познавать причинность, т. е. истинно понимать внешние события как явления самостоятельных причин или деятелей, сущих для себя, а не для меня одного". Таким образом, именно соборность сознания позволяет опровергнуть точку зрения Юма, который доказывал, что в причинности невозможно найти никакой объективной и необходимой связи.
С.Трубецкой не ограничивает соборное сознание высшими функциями рассудка и разума. Он распространяет это понятие на чувственность человека и на те формы восприятия мира, которые свойственны животным. В качестве наиболее наглядных "соборных" форм чувственности человека он называет пространство и время, которые представляют собой как бы "общее представление" всех людей, всех "деятелей". "Соборность" биологического мира С.Трубецкой доказывает через указание на роль инстинктов, выступающих в качестве своего рода "родовой памяти" и "родового сознания" животных видов. В этой части концепции С. Трубецкого проявляется его увлечение эволюционной теорией, подобное тому, которое мы ранее обнаружили у Соловьева, - и точно такое же, как у последнего, противоречивое сочетание чисто метафизических идей и естественнонаучных концепций. Разъяснения того, как "родовое сознание" животных связано с соборным сознанием человека и как эта связь проявляется в нас самих (в индивидуальном сознании), в работе С.Трубецкого отсутствуют.
Почти невозможно также понять из лаконичных замечаний С.Трубецкого, как он решал проблему смерти и бессмертия человека, столь существенную для Достоевского и Соловьева. Различая понятия "сознание", "личность", "(индивидуальная) душа" и признавая, что личность есть вторичное нравственно-правовое образование, формирующееся только в обществе, он решительно утверждает абсолютность индивидуальной души человека. Любопытно, что при этом С. Трубецкой только свою концепцию, которую он называет "метафизическим социализмом", считает способной обосновать существование индивидуальной души. По его утверждению и в эмпиризме, и в рационализме абсолютное значение имеет не живой, конкретный индивид, а его абстракция: в одном случае - абстракция индивидуального эмпирического сознания, в другом - абстракция всеобщей субъективности. Тем не менее, очевидно, что наличное несовершенство как отдельных человеческих индивидов, так и соборного целого должно было заставить С. Трубецкого особое внимание уделить проблеме бессмертия души (простота решения этой проблемы в основных работах Соловьева связана с тем, что соборное единство людей, София, признается Абсолютом). Однако никакой ясной концепции по этому поводу он не создает.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...