Самый важный момент этой концепции связан с представлением о том, как мы способны прийти к постижению Абсолюта. Именно здесь особенно ясно проявляется развитие соловьевской идеи "внутреннего опыта". С.Трубецкой утверждает, что сознание (как индивидуальное, так и соборное) есть система отношений, а не обособленная субстанция, что оно в своей сути "незамкнуто", всегда "отнесено" к предметам сознания, к бытию. "Сознание есть всегда сознание чего-нибудь или о чем-нибудь, оно всегда заключает в себе отношение как свое внутреннее реальное и логическое условие; и в самом условном противоположении этого сознания вещам заключается предполагаемое соотношение . Сознание имманентно, оно существует в субъекте и для субъекта; и вместе оно трансцендентно, поскольку оно заключает в себе отношение к отличным от него объектам". Сравнивая это определение с только что приведенным определением Абсолюта, мы получаем, что сознание, взятое во всей полноте его цельного опыта (т. е. индивидуальное сознание, расширившееся до соборного, всеединого сознания), практически тождественно с Абсолютом, который, в свою очередь, оказывается как бы "полным" сознанием, всеединой Личностью. В частности, это означает, что определение Абсолюта тем "точнее" и "полнее", чем оно конкретнее, чем большую часть относительного бытия мы "использовали" для его описания. "И поскольку мы отличаем относительные вещи, относительное существование как нечто другое, отличное от абсолютного, мы можем сказать, что это абсолютное заключает в себе основание своего другого. Но по этому самому, чем реальнее, конкретнее познаем мы это другое во всем его отличии от абсолютного, во всем его самоутверждении, во всей индивидуальности его элементов, тем конкретнее будет наше представление об абсолютном, которое его обосновывает". Именно в силу такого понимания Абсолюта С. Трубецкой называл свою метафизическую концепцию "конкретным идеализмом". Эта концепция оказала очень большое влияние на развитие русской философии; ее воздействие ясно ощутимо и в интуитивизме Н.Лосского, и в "абсолютном реализме" С.Франка, и в идее "симфонической личности" Л.Карсавина. Да и в целом творчество С.Трубецкого стало важным фактором в формировании русской философии начала XX в.
Творчество Евгения Трубецкого было не столь многообразным и богатым, как творчество его брата. Его наиболее известный труд, посвященный мировоззрению Вл. Соловьева, до сих пор остается самым капитальным исследованием творчества великого русского философа. В двух работах, излагающих смысл его собственного философского мировоззрения, Е.Трубецкой также в основном опирается на идеи Соловьева и дает более ясное изложение некоторых его идей. Однако оборотной стороной этой ясности оказывается определенное упрощение их содержания; это связано также и с тем, что Б. Трубецкой пытается устранить из взглядов Соловьева элементы, противоречащие православной догматике. Прежде всего это относится к соловьевской концепции единого человечества, воплощенного в Софии.
Подобно своему брату, Е. Трубецкой для объяснения человеческого познания обращается к идее абсолютного, или безусловного, сознания. Наше знание только в такой степени может быть истинным, в какой наше индивидуальное сознание способно подняться до абсолютного, всеобщего сознания, способно "слиться" с ним. "Сказать, что есть единая истина, - значит утверждать, что есть единая безусловная мысль обо всем". В качестве свойств абсолютного сознания (в его сравнении с индивидуальным) Б.Трубецкой определяет его непосредственный, интуитивный характер, в отличие от дискурсивного и рефлективного характера нашего сознания, а также его абсолютную независимость от чего бы то ни было и абсолютное самоопределение, При этом, подправляя Соловьева, Е.Трубецкой подчеркивает, что именно абсолютное сознание, а не абсолютное сущее должно пониматься в качестве Абсолюта. Это связано с тем, что сущее может охватывать только то, что есть, в то время как сознание охватывает и бытие, и небытие.
Большое внимание Е. Трубецкой уделяет проблеме взаимосвязи Абсолюта и мира. Поскольку Абсолют, будучи абсолютным сознанием, с очевидностью присутствует в каждом акте познания мира человеком, его невозможно мыслить полностью отделенным от мира. Но столь же невозможно отождествить мир и Абсолют, пантеизм Е.Трубецкой отвергает и по догматическим, и по философским соображениям. Тем не менее, он все-таки в большей степени подчеркивает единство мира и Абсолюта, чем их различие. Этот приоритет единства абсолютного и относительного обуславливает пафос "оправдания" мира в самой известной работе Е.Трубецкого "Смысл жизни". Воспроизводя центральную идею Соловьева, Е.Трубецкой утверждает, что несовершенство и небожественность мира связана с его разделенностью, с борьбой ("войной") отдельных элементов друг с другом. Напротив, Абсолют (абсолютное сознание) есть всеединство и целостность, причем принципиально, что это есть целостное состояние того же самого бытия, которое составляет земной мир. Е.Трубецкой отвергает чрезмерное противопоставление Абсолюта-всеединства и земного мира, которое порождало многочисленные противоречия в системе Соловьева, и пытается понять соотношение Абсолюта и мира как диалектику единства - инаковости. При этом ему приходится особое внимание уделять проблеме соотношения вечности и времени, как главным характеристикам соответственно Абсолюта и мира.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...