Александр Иванович Введенский (1856-1925) родился в Тамбове, там же он окончил классическую гимназию. В 1876 г. он поступил на физико-математический факультет Московского университета, откуда через год перешел в С.-Петербургский университет и вскоре сменил физико-математический факультет на историко-филологический. В 1881 г. Введенский закончил университет и начал подготовку на кафедре философии к профессорскому званию. В 1885-1887 гг. Введенский находится в научной командировке в Германии. В 1888 г. он защищает магистерскую диссертацию "Опыт построения теории материи на принципах критической философии" и начинает преподавание в университете и других учебных заведениях С.-Петербурга. После смерти в 1890 г. М. Владиславлева Введенский занимает освободившееся место заведующего кафедрой философии; только в 1913 г. он передал эту почетную должность своему ученику И. Лапшину. С 1897 г., с момента образования, Введенский бессменно возглавляет Философское общество при С.-Петербургском университете (закрытое в 1923 г. большевистской властью). В 1901 г. была опубликована книга Введенского "Философские очерки", включившая в себя ранее изданные им статьи. В 1908 г. вышло в свет первое издание его книги "Логика как часть теории познания", которая затем переиздавалась еще три раза (последний раз в 1922 г.) и стала основой учебных курсов логики для университетов и гимназий. Столь же популярной была книга Введенского "Психология без всякой метафизики", впервые изданная в 1914г.
Теоретическое наследие Введенского не богато оригинальными идеями и не слишком значительно по объему; помимо магистерской диссертации оно включает только небольшое число статей (часто популярного характера), публиковавшихся в различных журналах и в виде отдельных брошюр. Введенский вряд ли может быть причислен к "первому ряду" философских умов России, однако его педагогическая и организаторская деятельность в С.-Петербургском университете, Философском обществе и ряде учебных заведений Петербурга сыграла огромную роль в процессе становления и развития академической философии в конце XIX - начале XX века. Введенский, как и Лопатин, стал подлинным творцом и подвижником профессиональной, университетской философии в России, создателем собственной научной и педагогической школы, в которой выросли многие талантливые русские мыслители XX в. Неудивительно, что самыми известными трудами Введенского были учебники, предназначенные для университетов и гимназий и выдержавшие по несколько изданий: "Лекции по логике в 2-х частях" (1908, позже эти лекции издавались под названием "Логика как часть теории познания"), "Лекции по психологии" (1908), "Лекции по древней философии" (1912), "Психология без всякой метафизики" (1914), "Логика для гимназий" (1915).
Философские взгляды Введенского развивались исключительно в рамках "критической философии" Канта. В своих работах он в основном разъясняет и популяризирует идеи Канта, те добавления, которые он делает к ним не выводят его в существенной степени за пределы кантовского критицизма; в связи с этим взгляды Введенского правильнее называть не неокантианскими (как это делает в своей "Истории русской философии" В. Зеньковский), а кантианскими. Несмотря на не слишком большую оригинальность философских воззрений Введенского и некоторую их удаленность от главной линии развития русской мысли (не склонной к той "критической" строгости, которая характерна для Канта), в них можно обнаружить черты, наглядно показывающие его принадлежность к уже достаточно определившейся к тому времени национальной философской традиции. Именно на эти черты мы и обратим основное внимание.
В первой своей крупной работе "Опыт построения теории материи на принципах критической философии" (1888) Введенский всецело следует Канту, делая лишь небольшие поправки к его основным принципам, учитывающие философские построения Фихте. Прежде всего Введенский отказывается признать вывод о существовании "вещей в себе" основанным на доводах разума. Находясь в пределах науки, мы должны говорить только о явлениях, как данных сознания, как представлениях. Все, что касается "вещей в себе", все связанные с ними проблемы, составляющие смысл метафизики, являются делом веры (это понятие занимает особенно большое место в рассуждениях Введенского, и мы будем говорить о нем особо). Второе дополнение, которое Введенский делает к классическому кантонскому "критицизму", заключается в постулировании, как он говорит, "основного закона сознания", согласно которому наше "я" никогда не может быть найдено в чистом виде и всегда "конституируется" в противостоянии "я" и "не-я": " .знание о своем я или сознание состоит именно в признании или понимании чего-либо (ощущений) своим не-я . это есть закон, которому подчинено сознание". В силу этого та совокупность ощущений, которая выступает как сторона "не-я" в каждом акте сознания, неизбежно "объективируется" нашим сознанием, представляется как совокупность "реальных" вещей, существующих "вне" "я". "Критическая философия", которую развивает Введенский, своей главной целью ставит разоблачение этой иллюзии и доказательство того, что мир на деле есть система представлений сознания. Только после опровержения наивно-реалистического воззрения на мир мы можем надеяться на то, чтобы освободить наше научное знание от догматических предпосылок и сделать его по-настоящему строгим и последовательным.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...