Этот мир, безусловно, сам должен представлять собой органическое целое; подобно тому как для объяснения единства пространственно-временнбго мира Лосский прибегает к более высокому онтологическому началу, миру субстанций. Так для объяснения единства последнего он постулирует существование начала, которое возвышается над миром субстанций. Это начало - Абсолютное, Бог; его Лосский называет "сверхсистемным" началом, так как оно, являясь конечной причиной существования и единства мира, должно пребывать вне мира. Это означает, что его невозможно познать, опираясь на методы познания, характерные для пространственно-временнбго мира и мира субстанций. В отношении Бога возможно только "отрицательное", апофатическое постижение, которое приводит к его описанию как Божественного Ничто, как сущности, возвышающейся над любым конечным определением и даже над логическими законами, управляющими человеческим, конечным познанием. Нужно добавить (о чем уже говорилось выше), что, отрицая возможность познания Бога, Лосский одновременно настаивает на том, что мы обладаем непосредственным сознанием Бога и его бытия в мистической интуиции; именно это непосредственное сознание Бога является источником всего богатства религиозного опыта и религии как таковой.
Какое-то позитивное описание Бога возможно только при рассмотрении его отношения к миру, оно может быть понято по аналогии с отношением субстанциальных деятелей к своим пространственно-временным проявлениям. Последнее отношение может быть охарактеризовано как порождение, относительное творение, как творческая причинность, противопоставляемая механической причинности материального мира (об этом писал еще Лопатин). Тогда отношение Абсолютного к миру субстанций можно описать как абсолютное творение, происходящее вне ограниченных форм пространства и времени. При этом Лосский категорически отвергает идею о том, что Бог мог сотворить субстанции несвободными, предопределенными к совершенно конкретным и однозначным формам деятельности. Эта идея ведет к фактическому устранению мира субстанций и к превращению Бога в единственную субстанцию, охватывающую и производящую все на свете (в духе пантеизма Спинозы).
Таким образом, Бог творит множество самостоятельных и свободных субстанций. Однако этот тезис ведет к новой проблеме: идея самостоятельности и свободы делает отвлеченным и формальным представление о первичном единстве сотворенного мира, которое является фундаментальным постулатом органического мировоззрения. Указанное единство не может быть непосредственно сотворено самим Богом, поскольку это противоречит свободе субстанций; Лосский считает, что из возникшей трудности есть только один выход. "Единственный способ представить себе возможность этого первичного мирового единства таков: Абсолютное есть творец множества субстанций, которые, будучи свободными в своей деятельности, могут добровольно, по собственному почину употребить свои силы на то, чтобы жить в своем творческом первоисточнике, в Абсолютном, или, выражая эту мысль языком религии, "жить в Боге". Отсюда возникает царство мира, исполненное высшего единства и совершенной гармонии: все члены его, живя жизнью Единого своего центра, живут не только в нем и для него, но также и друг в друге и ради друг друга. Это не отвлеченно-идеальное, а конкретно-идеальное единство. Это царство гармонии есть подлинное Царство Божие". В этом царстве присутствуют только индивидуализирующие противоположности, обогащающие бытие субстанций, но не приводящие к вражде и противоборству. В силу взаимного "любовного" проникновения субстанций друг в друга здесь вообще исчезает различие части и целого, субстанции сливаются в "совершенный организм". В Царстве Божием отсутствуют привычные нам характеристики пространства и времени с их "негативными" свойствами внеположности, вытеснения одних элементов другими и непреодолимой раздельности. Тем не менее Лосский считает возможным говорить о некоторых "божественных", совершенных аналогах характеристик пространства и времени в Царстве Божием. "Совершенное пространство" этого мира можно понять как само многообразие субстанций и их деятельностей - не разделенных и противопоставленных друг другу, а находящихся в единстве и взаимопроникновении. "Совершенное время", соответственно, есть некоторая творческая динамика субстанций, непрерывное порождение ими новых состояний, которые органично сочетаются с предшествующими, а не вытесняют их.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...