В начале XX в. в русской философской и общественно-политической мысли господствовали два главных направления: первое было связано с позитивизмом и материализмом, ориентировалось на научное познание и выступало (по крайней мере в некоторых своих версиях) мировоззренческой базой социально-политического радикализма; второе, окрепшее в два последних десятилетия XIX в., было представлено академической философией идеалистического направления (в основном кантианского типа), тяготеющей к идеологии политического консерватизма. На этом фоне в самые первые годы нового столетия ярко выступило третье направление, которое подхватило и развило традицию философствования, заданную Достоевским и Соловьевым и не нашедшую себе достойного места в двух отмеченных направлениях.
Как особое идейное течение это направление оформилось в 1901 г., когда в С.-Петербурге стали проводиться Религиозно-философские собрания, инициатором которых выступили Д. Мережковский, его жена 3. Гиппиус, Д. Философов и В. Розанов. Собрания были запрещены по цензурным соображениям в 1903 г., но в 1907 г. были возобновлены, уже в качестве заседаний новообразованного Религиозно-философского общества, в котором принимали активное участие многие известные деятели русской культуры. В своей деятельности участники собраний вдохновлялись идеей "нового религиозного сознания", формирование которого в обществе позволило бы, с одной стороны, преодолеть недостатки традиционного церковного православия и, с другой - противостоять материализму и атеизму, возродить подлинное значение религии и религиозного чувства в культуре. В движении к "новому религиозному сознанию" ясно проявилась та тенденция, которая всегда присутствовала в русской философии, но редко выступала в столь откровенной форме, - тенденция к возрождению "истинного" смысла христианства, утраченного исторической церковью.
Безусловным лидером этого движения был Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Уже в конце XIX в. Мережковский прославился как один из главных теоретиков символизма и яркий представитель этого поэтического течения. Известность пришла к нему после большого труда "Л. Толстой и Достоевский", опубликованного впервые в 1900-1901 гг. в журнале "Мир искусства". Широкой популярностью пользовалась трилогия его исторических романов "Христос и Антихрист" ("Смерть богов. Юлиан Отступник", 1895; "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", 1900; "Антихрист. Петр и Алексей", 1904). Идею "нового религиозного сознания" Мережковский развивал в статьях, объединенных в сборники "Грядущий Хам" (1906), "В тихом омуте" (1908), "Не мир, но меч. К будущей критике христианства" (1908), "Больная Россия" (1910). Опосредованное отражение эта идея нашла и в многочисленных более поздних сочинениях Мережковского на религиозные и исторические темы.
Уже в книге "Л. Толстой и Достоевский" Мережковский высказывает мысль, которая станет основой "нового религиозного сознания": в многовековой истории христианства оказались абсолютно разведенными между собой дух и плоть, причем, как правило, только дух признавался божественным и святым, а плоть отвергалась как источник зла, "Историческое христианство, - пишет Мережковский, - усилило один из двух мистических полюсов святости в ущерб другому -именно полюс отрицательный в ущерб положительному - святость духа в ущерб святости плоти; дух был понят как нечто не полярно противоположное плоти и, следовательно, все-таки утверждающее, а как нечто совершенно отрицающее плоть, как бесплотное. Бесплотное и есть для исторического христианства духовное и, вместе с тем, "чистое", "доброе", "святое", "божеское", а плотское - "нечистое", "злое", "грешное", "дьявольское".
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...