Д. Мережковский и идея "нового религиозного сознания"
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / "Новое религиозное сознание" и философия Н. Бердяева / Д. Мережковский и идея "нового религиозного сознания"
Страница 2

Значение творчества Толстого и его "бунта" против исторической православной церкви Мережковский видит в том, что он защищает правду плоти против "аскетического" христианства, однако у Толстого он находит только "языческую" правду. У Достоевского, наоборот, есть предвосхищение нового христианства, которое соединит дух и плоть, восславит святость плоти. "Достоевский предсказал это неизбежное претворение старого, вечернего, западного, темного, монашеского, погребального христианства в христианство новое, утреннее, восточное, солнечное, брачное, пиршественное ."

Очевидно, что все это очень близко к соответствующим мыслям Розанова (см. главу 8), высказанным примерно в те же годы; Розанов и Мережковский были хорошо знакомы друг с другом и активно влияли друг на друга, участвуя в дискуссиях, разворачивавшихся на Религиозно-философских собраниях и еженедельных (воскресных) собраниях в доме Розанова. Однако вскоре их взгляды существенно разошлись, и Розанов очень часто в своих работах делал язвительные замечания в адрес Мережковского. Мережковский также ясно осознавал суть их расхождений: " .ежели начнется последняя борьба уже не между мною и Розановым, а всеми нами, ищущими Церкви Вселенской, и теми, кто считает себя представителями поместной греко-российской церкви, то Розанов, несмотря на все свое отрицательное отношение к христианству вообще, станет все-таки на сторону исторического христианства против нас". Несмотря на примерно одинаковую оценку недостатков традиционного христианства, Розанов и Мережковский по-разному представляли себе новое религиозной сознание, избавленное от всех этих недостатков. Розанов верил в возрождение исторической церкви (как православной, так и католической), причем это возрождение виделось ему как возвращение к цельности религиозного опыта: христианство должно восстановить свое единство с язычеством и иудаизмом, которые глубоко понимали святость плоти и земного бытия. Мережковский же считал традиционную церковь окончательно утратившей религиозную истину о мире и человеке и предполагал необходимость создания новой религиозной организации жизни на началах, ничего общего не имеющих с существующей церковной традицией.

При этом Мережковский резко отрицательно относился к различного рода мистическим и оккультным системам, которые во множестве появились в начале XX в. и пытались заменить собой христианство. Он полагал, что идея "нового религиозного сознания" выражает естественную тенденцию в развитии самого христианства, требующего новой догматической формы и новой организации. В связи с этим для него очень важное значение имела выдвинутая им схема исторического развития, разъясняющая смысл совершаемой им и его сторонниками религиозной "революции". Согласно этой схеме христианское Откровение только постепенно становится достоянием человечества, и три этапа этого процесса связаны с "Тремя Заветами", которые последовательно обретаются человечеством. "В первом царстве Отца, Ветхом Завете, открылась власть Божия, как истина, во втором царстве Сына, Новом Завете, открывается истина как любовь; в третьем и последнем царстве Духа, в Грядущем Завете, откроется любовь как свобода". Ветхий Завет открывает Бога в мире и освящает мир, но при этом умаляет человека; Новый Завет открывает единство Бога и человека, открывает божественное начало в человеке, но одновременно отвергает мир и плоть; в этом односторонность двух первых этапов религиозного развития человечества. Только третий этап снимает дуализм плоти и духа, мира и человека и дает их синтез. Именно здесь во всей глубине должна открыться тайна Трех Лиц Бога - в третьем Лике, в Св. Духе, осуществляется указанный синтез и достигается полнота религиозного постижения мира и человека. Поэтому религию Третьего Завета, последнюю стадию христианского развития, представители "нового религиозного сознания" называли религией Троицы.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...