Эта концепция, восходящая к мистическому учению Иоахима Флорского (XII в.), предполагала, что человечество стоит в преддверии обретения "Третьего Завета", и Мережковский претендовал на то, чтобы быть если не учителем, то предтечей этого нового и последнего этапа религиозного развития человечества. В силу этого в атмосфере собраний, происходивших под идейным руководством Мережковского, а также в его собственных выступлениях и поступках присутствовала нездоровая экзальтация, настроенность на выражение абсолютной истины, окончательного смысла бытия.
Хотя "новое религиозное сознание" активно противостояло революционной идеологии, Мережковский и многие его сторонники (в частности, Бердяев) были близки к либеральному крылу революционного движения, и это оказало существенное воздействие на их представления о соотношении религии и "общественности" в грядущем "Царстве Третьего Завета". Важнейшим недостатком традиционного христианства Мережковский считал полное игнорирование церковью общественных нужд, требований развития культуры и общества. Историческое христианство антикультурно и антиобщественно, оно не приемлет новых форм культуры и общественной жизни; оно предстает как консервативная, реакционная сила, поддерживающая отживший свой век государственный строй и препятствующая творческому развитию культуры. Религия "Третьего Завета" должна преодолеть эти недостатки традиционного христианства; поскольку в России творческое начало культуры и начало новой, свободной общественности - это принадлежность интеллигенции, Мережковский провозглашает необходимость соединения церкви (новой, преобразованной церкви), интеллигенции и народа ради создания новой, религиозной культуры и новой, религиозной и свободной общественной жизни. Подобно тому как только синтез Откровений всех трех Лиц Божиих дает окончательную форму христианской религии, точно так же, утверждает Мережковский, синтез трех "начал духовного благородства" - народа, живой плоти, церкви, живой души, и интеллигенции, живого духа России, -сможет окончательно побороть "начала духовного мещанства" (самодержавие, историческую православную церковь и хамство, босячество, идущие снизу) и вывести Россию и все европейское общество к новому состоянию, которое можно рассматривать как реализацию обещанного в Откровении Иоанна Богослова "тысячелетнего царствия святых на земле".
Все эти полу фантастические идеи интересны не столько в своем собственном содержании, сколько в их значении индикатора общественных настроений той эпохи; русское общество начала XX в. в самом культурном и интеллектуальном своем слое, отвергая крайности революционизма и консерватизма, оставалось не удовлетворенным существующим положением вещей и было нацелено на поиск новых форм жизни, которые должны были возникнуть не в результате прямолинейного разрушения всего существующего государственного и экономического строя, а через сложную и углубленную духовную работу, через духовную революцию, связанную с переосмыслением всех ключевых ценностей культурного и общественного развития. Мережковский представлял себе указанную духовную революцию все-таки очень похожей на политическую революцию, со всем ее радикализмом в отвержении старого, более того, он не отрицал, что духовная революция может сопровождаться политической и дополнять ее. Другие представители этого же движения поняли, что политический радикализм не толь
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...