Идея христианского гнозиса в философии Н. Бердяева
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / "Новое религиозное сознание" и философия Н. Бердяева / Идея христианского гнозиса в философии Н. Бердяева
Страница 1

Николай Александрович Бердяев еще при жизни стал одним из наиболее популярных русских мыслителей, широко известным не только в России, но и в Западной Европе. Это связано с тем, что Бердяев в очень простой и ясной форме выразил главные тенденции русской философии, зародившиеся в творчестве Чаадаева, славянофилов и Достоевского. И хотя он явно проигрывает некоторым своим (менее известным) современникам в оригинальности и глубине философских идей, можно согласиться, что в его творчестве своеобразие русской философии получило наиболее адекватное и полное выражение.

Бердяев родился 6 марта 1874 г. в Киеве в семье, к которой принадлежали известные военные (его дед был атаманом войска Донского, прославившимся в Отечественной войне 1812г.). В согласии с семейной традицией Бердяев был отдан в Киевский кадетский корпус, но вопреки воле родителей отказался от карьеры военного и в 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета. Через год Бердяев переходит на юридический факультет, однако закончить университет ему так и не удалось. Он увлекается марксизмом, вступает в киевский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и активно участвует в его деятельности, занимаясь переправкой нелегальной литературы через границу. В 1898 г. Бердяев вместе с большой группой социал-демократов был арестован, а затем исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологду под надзор полиции (1900-1903). В ссылке он постепенно разочаровывается в марксизме и начинает движение в сторону идеализма. Об этом ясно свидетельствовала его первая книга "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (1901).

В 1904 г. Бердяев приезжает в С.-Петербург, входит в круг Мережковского и начинает активно развивать идеологию "нового религиозного сознания". Об этом свидетельствуют его книги "Sub specie aeternitatis" и "Новое религиозное сознание и общественность", изданные в 1907г., а также книга "Духовный кризис интеллигенции" (1910). В это время Бердяев - постоянный и активный участник всех известных петербургских философских собраний: заседаний Религиозно-философского общества, "сред" у Вяч. Иванова и "воскресений" у В. Розанова. Он публикует большое количество статей в популярных философских журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни". С 1908г. Бердяев живет в Москве. Систематическое изложение своих философских воззрений он впервые предпринял в двух книгах: "Философия свободы" (1911) и "Смысл жизни. Опыт оправдания человека" (1916). Вторая книга обозначила отход Бердяева от группы Мережковского.

Февральскую революцию 1917 г. Бердяев воспринял восторженно и в дальнейшем не раз заявлял, что эта революция была необходима для обновления России. В 1918г. Бердяев стал одним из организаторов Академии духовной культуры, члены которой читали популярные лекции различного содержания. В 1922 г. он был выслан за пределы России. Оказавшись в эмиграции, Бердяев продолжил активную философскую работу. В 1922 г. в Берлине он участвует в организации Религиозно-философской академии, а в 1924г. переезжает в Париж, куда была переведена Академия. Здесь он становится редактором журнала "Путь" и руководителем самого известного эмигрантского издания YMKA-PRESS. В эмиграции Бердяев создал самые известные свои труды: "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (1923), "Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства" (1927), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931), "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934), "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности" (1937), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики" (1939), "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947). Умер Бердяев в предместье Парижа 25 марта 1948г.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...