Единство человека и Абсолюта и проблема творчества
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Единство человека и Абсолюта и проблема творчества
Страница 1

Низший, основополагающий уровень душевной жизни, по Франку, составляют чистые переживания, составляет чистая жизнь души; здесь полностью отсутствует разделение на субъект и объект, и единственным "качеством" душевного состояния является его данность, наличность (не кому-то и не в чем-то, а просто данность и наличность в самом себе). Это и есть основа онтологической структуры реальности - бытие как просто бытие, как просто данное себе. Наша душа в этом наиболее фундаментальном смысле есть "лишь живая, реальная точка бытия, которая от всего на свете отличается тем, что это есть точка, в которой бытие есть непосредственно для себя и именно в силу того действительно есть безусловно". Человек, человеческая душа, человеческое сознание, понимаемые в самом широком смысле, есть самобытие, есть открытость бытия самому себе, "прозрачность" бытия; именно через эту "прозрачность" и только в ней бытие по-настоящему есть.

Помимо того, что бытие есть, оно обладает целостностью и единством. Эти качества обусловливают важнейшие феноменальные уровни душевной жизни, последовательно "надстраивающиеся" друг над другом и отражаемые в понятиях "самость", "субъективность", "самосознание", "предметное сознание" и "духовность". Уже на уровне самости и субъективности отражается цельность и конкретность самого бытия. Однако проявление этих качеств в данном случае еще относительно и условно, здесь можно говорить скорее о "центрированности" бытия относительно некоторой неопределенной "точки". Истинная и всеохватывающая целостность проступает только на уровне самосознания и связанного с ним предметного сознания. Именно здесь выявляется значение сознания, душевной жизни человека как частного "среза" всеобщей целостности бытия. Как пишет Франк, абсолютное бытие есть единство бытия и знания; бытие все пронизано чистым светом знания, который есть "идеальная озаренность или прозрачность бытия, его абсолютная самопроникнутость и самоявственность ." В предметом сознании человека, в его знании этот чистый свет знания отражается в частной и ограниченной форме: " .объективное бытие, существуя само в себе, во всей бесконечной полноте своих содержаний или - что то же самое - в свете всеобъемлющего и всеозаряющего абсолютного знания, вместе с тем существует не в отражениях или копиях, а в слабых и субъективных освещениях под разными углами".

Здесь возникает некоторая двусмысленность в рассуждениях Франка, которая связана с глубоким противоречием, содержащимся в исходных принципах его системы. Наиболее последовательное проведение принципа "онтология есть феноменология" человеческого бытия означало бы, что все, что мы можем говорить о бытии, в конечном счете исходит из феноменологического анализа душевной жизни человека. В частности, утверждение о пронизанности абсолютного бытия "чистым светом знания" было бы просто следствием наличия реального ограниченного "света знания" в человеке; знание человека и выступало бы как единственная форма указанного "чистого света". Но это вело бы к тому, что бытие, которое Франк называет абсолютным, не имело бы статуса реального Абсолюта, его абсолютность как всецелая пронизанность "чистым светом знания" оставалась бы неким пределом, идеальной конечной целью, которую задавал бы сам человек, но которая не была бы реальным состоянием бытия. Важнейшим качеством бытия стала бы ограниченность, конечность, происходящая от ограниченности и конечности человека, выступающего ключевым элементом структуры бытия. Именно на этом пути создавал свою "фундаментальную онтологию" М. Хайдеггер. У Франка это направление в развитии онтологической системы только намечено и на самом деле не является господствующим; оно сочетается и конкурирует с противоположным направлением, в рамках которого онтология понимается более традиционно как описание структуры Абсолюта, предзаданного по отношению к миру и человеку.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...