Проблема зла является ключевой для всякого последовательного монизма; наиболее естественное ее решение в рамках монистической философии дал еще Спиноза, отважившийся на утверждение об относительности различий между добром и злом. Для русской философии с ее этической направленностью и неустранимым исканием "высшей правды" такое решение было неприемлемо, пытается избежать его и Франк. https://www.allfordj.ru клавиши миди клавиатуры. Купить запчасти для миди клавиатуры.
В результате, хотя оба указанных выше направления, по-разному оценивающих положение человека в бытии, можно найти в его сочинениях, главная линия развития оказывается связанной с компромиссным вариантом; в нем Франк пытается преодолеть наиболее явные недостатки традиционного (второго) направления. Он вводит понимание Абсолюта, расходящееся с его трактовкой в рационалистической традиции западной философии. Признавая реальность Абсолюта, Франк считает его как бы "не вполне" абсолютным, как бы "незавершенным", еще только становящимся. В этом случае частные формы Абсолюта, всеединства, реализующиеся в жизни и знании отдельных людей, оказываются как бы естественными "центрами кристаллизации", точками роста и развития всеединства, еще только стремящегося к состоянию реального Абсолюта. Здесь проявляет свою эффективность принцип металогического, трансрационального единства противоположностей, составляющий основу философского метода Франка.
Этот принцип задает неразрывную связь рационального мышления и иррациональной (сверхрациональной, мистической) интуиции, позволяющей человеку постигать абсолютное бытие. Мышление, пытаясь подняться до Абсолюта, неизбежно сталкивается с необходимостью совмещения противоположных определений в отношении Абсолюта. Но это вовсе не означает, что мы подошли к границе доступного нам (как полагал Кант), наоборот, соединение противоположных определений - это необходимый этап в "подготовке" сознания к осуществлению акта интуиции. Этот акт возвышает сознание над противостоянием противоположностей и означает бытийное соединение личности с Абсолютом; сам Абсолют при этом должен быть понят как совпадение всех противоположностей (именно так его понимали Николай Кузанский и Шеллинг). Причем это совпадение нельзя интерпретировать как синтез противоположностей, в духе гегелевской диалектики: "синтез" оставляет свой результат на том же метафизическом уровне, что и синтезируемые стороны, Франк же подразумевает, что трансрациональное единство противоположностей по метафизическому статусу выше их самих и предполагает принципиально иное содержание, уже совершенно недоступное для рационального мышления.
Применяя принцип трансрационального единства к полярным понятиям покоя и движения, вечности и времени, Франк утверждает, что Абсолют одновременно причастен каждой противоположности в этих парах и выше каждой из них. Это позволяет говорить о всеединстве как о вечной жизни, как об абсолютном творчестве и абсолютном становлении. Приходится даже признать, что Абсолют обладает некоторым аналогом временной характеристики, как бы собственной "историей" (вспомним в связи с этим приведенные выше слова Франка из статьи "Личность и вещь" об историчности всего, что есть в реальности). Посвященные этой проблеме главы X-XI в книге "Предмет знания" являются центральными в изложении концепции Абсолюта у Франка и представляют собой одну из наиболее оригинальных сторон его философской системы. Такое понимание Абсолюта позволяет придать творчеству фундаментальное онтологическое значе
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...