При таком подходе интуитивистская гносеология оказывается просто одним из следствий полагания тварного мира как несовершенного всеединства. Познавательный образ, которым обладает личность, есть, с одной стороны, форма опознания личностью в себе стяженного, умаленного тождества с познаваемым объектом как иным моментом объемлющего их всеединства (это тождество символически выражается общими понятиями); это соответствует первому аспекту познавательного акта. Но, с другой стороны, и сама личность, и познаваемый объект, и их единство есть качествования объемлющего их всеединства. А поскольку личность, хотя и умаленно, но все-таки тождественна этому объемлющему всеединству, то ясно, что познавательный акт вместе с самим познаваемым объектом можно рассматривать как качествование познающей личности; это как раз то, что было выше обозначено в качестве второго аспекта познавательного акта.
Впрочем, нельзя забывать и о том, что тождество личности с объемлющем всеединством несовершенно, в силу чего объемлющее всеединство, как личность, нужно отличать от человеческой личности; именно здесь Карсавин вводит наиболее известное понятие своей метафизической концепции - понятие симфонической личности. По поводу карсавинской концепции симфонической личности очень часто высказывалось и высказывается мнение, что в нем проявилась имперсоналистская или даже тоталитарная тенденция его философии, поскольку личность отдельного человека оказывается как бы вторичной по отношению к симфонической (высшей, объемлющей ее) личности, оказывается только "моментом" последней. Однако такие суждения, как правило, основаны на непонимании глубокой диалектики карса-винских идей. Ведь для него принцип тождества части и целого остается незыблемым, даже в том случае, когда он реализуется в несовершенной форме. Этот принцип полагает сущностное равенство симфонической личности и личности отдельного человека. Об иерархическом подчинении можно говорить только в отношении чисто эмпирических проявлений "высшей" и "низшей" личности, когда же мы рассматриваем социальное бытие с наиболее принципиальной, метафизической точки зрения, необходимо предполагать безусловно равную ценность личности человека и симфонической личности.
Еще одна важнейшая проблема, которую необходимо решить для правильного понимания структуры мира как несовершенного всеединства, - это проблема соотношения души и тела. Основное определение, от которого отталкивается Карсавин в понимании отношения души и тела, предельно просто и выглядит достаточно естественным в рамках философии всеединства. "Синоним единства - дух. Единство личности - не что иное, как ее духовность. Напротив, множественность личности, ее делимость, определимость и определенность, - не иное что, как ее телесность. Личность не тело, не дух и не дух и тело, но духовно-телесное существо. Она не - "частью духовна, а частью телесна", ибо дух не участняем и не может быть частью. Личность всецело духовна и всецело телесна. Та же самая личность, которая есть дух, есть и тело. Личность выше различения между духом и телом, его ставя и превозмогая ."
В совершенном всеединстве качества "единство" и "множество" являются абсолютно неразрывными и дополнительными по отношению друг к другу, абсолютно "растворены" друг в друге, поэтому в нем невозможно различить духовную и телесную стороны. Только в несовершенном всеединстве начало единства относительно обособляется от начала множественности, и возникает возможность разделить и даже противопоставить друг другу духовность и телесность. Главным признаком их возникшего противостояния является пространство -как бы "застывшая" множественность, внеположность элементов всеединства, сопротивляющаяся своему "снятию", преодолению в единстве.
Поскольку несовершенное всеединство все-таки остается всеединством, возникшее в нем различие телесного и духовного не является абсолютным; это проявляется в том, что мы не в состоянии провести однозначную "границу" между ними. Отсюда также следует, что телесность отдельной личности не может быть зафиксирована абсолютно однозначно.
Вспомним, что личность, являясь моментом объемлющего ее тварного всеединства, Адама Кадмона, обладает несовершенным тождеством с этим всеединством. Это означает, что незавершенное, "застывшее" разъединение всего тварного всеединства в той или иной степени принадлежит каждой личности, т. е. телесность тварного мира в целом является одновременно (в той или иной степени) телесностью каждой конкретной личности. Карсавин дает следующее обоснование этой (частичной) тождественности тела личности и "тела" мира в целом: "Поскольку личность познавала, познает и будет познавать инобытный ей пространственно-телесный мир, качествуя общими с ним качествованиями, этот мир является и ее телом, "внешним телом личности" . Но раз личность даже в эмпирическом своем существовании потенциально познает весь мир, а к тому же продолжает существовать после смерти, необходимо определить внешнее тело личности как особый личный аспект всего мира". Очевидно, что в этом моменте концепция Карсавина очень похожа на соответствующую концепцию Франка, который тоже полагал, что личность - это как бы личный аспект всего мира, одно из измерений мира (см. разделы 13.3-13.5).
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Глобальные проблемы современности
...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...