Важнейшей темой ранних работ Булгакова является религиозное "оправдание" природы, обоснование возможности для человечества в своем историческом развитии привести материальный мир к идеально-божественному, совершенному состоянию. Наиболее подробно она обсуждается в книге "Философия хозяйства". В своем стремлении объяснить мир как "объект трудового, хозяйственного воздействия" он пытается соединить совершенно различные, полярные мировоззренческие парадигмы: научный экономизм, сохраняющий родовые черты марксизма; философию "идеалистического критицизма" (Кант); прагматизм; мистицизм, позаимствованный из учения Вл. Соловьева; наконец, религиозную онтологию, космологию и антропологию первых христианских мыслителей. При этом исходной точкой в построении "философии хозяйства" для Булгакова становится отказ от характерного для рационализма понимания соотношения между философией и жизнью. На место традиционного убеждения в первичности и самодостаточности философии, постигающей "высшее" бытие - бытие чистого духа, он предлагает поместить принцип первичности жизни, который является общим для очень многих философских направлений конца XIX - начала XX века (особенно ясно он был высказан А. Бергсоном и Ф. Ницше). "По отношению к жизни, - пишет Булгаков, - все стороны бытия оказываются лишь частными определениями: воля, мышление, инстинкт, сознание, подсознательные сферы, даже самое бытие, связка есть, и предикат существования имеет смысл только по отношению к сущему - жизни, полагающей отдельные свои бывания или состояния как частные определения. Не существует бытия in abstract", a есть лишь конкретное, для себя бытие, самополагающаяся жизнь".
Философию хозяйства Булгаков объявляет одним из возможных подходов к описанию полноты реальности, полноты жизни, причем таким, который обращает внимание на важнейшую характеристику нашего земного мира - на противостояние в нем жизни и смерти, сферы живого и сферы мертвого, механического. Несмотря на свою "незаконность", смерть и связанная со смертью сфера "мертвого" бытия являются непреложными и абсолютно фундаментальными элементами реальности; в связи с этим сама жизнь, которая по своей метафизической сути должна быть вневременной и абсолютной, предстает в мире только как смертная жизнь, как переплетенная со смертью и подверженная временному течению, как неабсолютная. Именно это необъяснимое и иррациональное внутреннее противоречие самой жизни, противоречие между ее подлинной сущностью, выступающей как должное, как идеал, и ее фактическим, несовершенным состоянием, объясняет все наиболее принципиальные особенности конкретного земного бытия.
Стремление к сохранению уже наличной жизни и к расширению пространства, отвоеванного у сферы "мертвого" бытия, - это главный и единственный смысл всего мирового и исторического процесса, начиная от борьбы простейших организмов за самосохранение и кончая борьбой человека за воплощение в истории идеала общественного устройства. Вся эта борьба несовершенной жизни со смертью и определяется Булгаковым как хозяйство в широком смысле слова. Путем логического ограничения он выводит отсюда определение собственно человеческого хозяйства. "Содержание хозяйственного процесса, - продолжает он, - можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы". Очевидно, что при таком определении "хозяйство" охватывает все уровни человеческой деятельности - от элементарного физического труда до высших форм познания и культурного творчества.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...