Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) был наряду с Л. Шестовым самым старшим в той плеяде мыслителей начала XX в., которые восприняли наследие Вл. Соловьева и попытались построить философское мировоззрение, в максимальной степени "усваивающее" содержание христианского Откровения. Булгаков происходил из семьи провинциального священника, и это с самого раннего детства определило огромную роль церкви и церковной жизни в его личном мировоззрении. Однако, встав на жизненную стезю отца и поступив в духовную семинарию, Булгаков перед самым окончанием своего обучения уходит из семинарии и поступает на юридический факультете Московского университета, который оканчивает в 1894г. по кафедре политической экономии и статистики. Детскую веру, принятую в семье, сменяют модные в то время марксистские убеждения - вера в естественный материальный прогресс и в необходимость революционного переустройства общества. Стремясь внести свой посильный вклад в общую борьбу за лучшее будущее, Булгаков отдает себя научному "служению"; первые крупные его сочинения посвящены разработке экономической теории марксизма. Два главных труда Булгакова в этот период - книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (тт. 1-2, 1900).
Однако постепенно он приходит к выводу, что марксизм не может адекватно объяснить структуру и развитие общества, поскольку рассматривает только грубо утилитарные стороны жизни человека и стимулы его деятельности и игнорирует самое важное - духовные ценности, в наибольшей степени определяющие бытие личности. В целом булгаковская критика марксизма с позиции религиозного идеализма, на которую он переместился в первые годы XX в., очень похожа на аналогичную критику других представителей религиозной философии той эпохи (Бердяева, Франка, Струве и др.). Отличие работ Булгакова заключается разве что в большем внимании к хозяйственно-экономическим аспектам общественного развития, что оправдывается его исходной научной специализацией, да в более резком проявлении религиозной основы его философского мышления. Булгаков очень быстро становится одним из самых плодовитых и популярных авторов начала XX в., работавших в жанре философской публицистики; его статьи регулярно появляются в самых известных журналах - "Вопросы философии и психологии", "Русская мысль", "Новый путь" (позже "Вопросы жизни"), "Полярная звезда", - а также входят в нашумевшие сборники "Проблемы идеализма" (1903), "Вопросы религии" (1906), "Вехи" (1909); в это же время он издает два больших сборника своих статей "От марксизма к идеализму" (1903) и "Два града" (тт. 1-2, 1911). Он выступает как один из основателей (1905) и активный участник Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве, а также как активный сотрудник издательства "Путь", основанного в 1910 г. Главными произведениями Булгакова в этот период стали книги "Философия хозяйства" (1912) и "Свет невечерний" (1917).
Революция привела к тому, что в судьбе Булгакова произошел давно подготовлявшийся перелом; в 1918 г. он принимает церковный сан. Вскоре после этого Булгаков оказывается в Крыму (выехав туда из Москвы за семьей, он не смог вернуться обратно) и остается там до 1922 г. В этот период он создает два своих последних крупных философских труда - книги "Трагедия философии" и "Философия имени"; во второй из них Булгаков попытался дать философское осмысление движению имяславцев, создавших особый мистический культ имени Божьего. В конце 1922 г. Булгаков оказывается в Константинополе, после чего переезжает в Прагу, где два года преподает в Русском научном институте. В 1925 г. он переезжает в Париж, где становится деканом и главой кафедры догматического богословия только что организованного Православного богословского института. В последующие годы он работает над трилогией богословских сочинений под общим названием "О Богочеловечестве": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Первые два тома трилогии вызвали оживленную полемику в богословских кругах и резкие обвинения Булгакова в "модернизме" и отступлении от догматической строгости.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...