Нужно еще раз подчеркнуть, что представление Тарковского о смысле подлинной веры, необходимой для человека, очень далеко от канонического христианского мировоззрения. В данном случае с большой долей уверенности можно говорить о влиянии на него философских идей Льва Шестова (см. раздел 9.3). Александр в "Жертвоприношении" обращается к Богу, чтобы тот "отменил" ужасное прошлое, однако, по сути, реальное преображение, "исправление" мира осуществляет не Бог, а сам Александр, совместно с другими людьми - с Отто и Марией. Понятие "Бог" для Тарковского описывает цельное бытие и всю полноту творческих возможностей, скрытых в бытии. Центром бытия является человек, в человеке раскрываются все творческие силы бытия, поэтому обращение к Богу есть обращение к тем глубоким творческим силам, которые заключены в самом человеке. Современный человек доверяет только своему разуму, в то же время разум есть "поверхностная" сила, выступающая в качестве определяющей и главной потому, что человек оказался в ситуации "забвения бытия". Разум делает жизнь удобной, но удаляет человека от истоков бытия и от тех его "божественных" сил, с помощью которых только и можно радикально изменить себя и мир. Вера, обретенная Александром в момент абсолютного отчаяния и абсолютной безнадежности, -это и есть восстановленная им связь с творческими силами бытия. В результате Александр оказывается способным совершить поступок, преобразующий мир, изменяющий прошлое. Отметим, что этим "поступком" является акт любви; здесь еще раз проявляется понимание Тарковским любви в качестве метафизической силы, способной даже в однократном проявлении радикально повлиять на мир.
Снова очутившись в "уютном" и спокойном мире, ничего не помнящем о начавшейся катастрофе, Александр сжигает свой дом и уходит в молчание психиатрической лечебницы. Однако этот поступок нельзя понимать просто как его "честность" перед Богом, которому он обещал разрушить свое спокойное существование. Поняв неправильность своей старой жизни, Александр не может вернуться к ней. Сжигая свой дом, он символически отрицает эту неправильную жизнь и предлагает другим людям задуматься о необходимости отказаться от прежнего ложного существования.
Надежда Тарковского на то, что люди, в конце концов, сумеют изменить свою жизнь и свои отношения с миром, выражена в образе маленького мальчика, сына Александра. Мальчик молчит в течение всего фильма и начинает говорить только после того, как его отца увозят в психиатрическую лечебницу и он обрекает себя на абсолютное молчание.
Многозначное, пронизанное глубокими философскими идеями творчество Тарковского больше, чем весь массив собственно философской литературы, издававшейся в 60-80-е годы, доказывает сохранение и в конце XX в. традиций философствования, укорененных в русской культуре предшествующих столетий. Подобно тому как в эпоху X-XIV вв., в период становления национального самосознания, русская культура породила феномен Андрея Рублева, в иконописных образах которого нашли себе выражение мировоззренческие искания молодого народа, еще не имевшего развитой традиции рационального мышления; подобно тому как в середине XIX в., в период окончательного оформления "русского мировоззрения", неудовлетворенность традиционными формами западного философствования, нашла себе разрешение в художественной философии Достоевского, - так и в конце XX в., когда, наконец, начался процесс освобождения народного духа от пут тоталитарной идеологии, Андрей Тарковский ясно показал
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...