Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили / Философские идеи в русском советском искусстве. А. Платонов. А. Тарковский
Страница 5

На этот вопрос Тарковский пытается ответить в фильме "Сталкер". Здесь он вновь с помощью фантастической ситуации показывает возможность отношений между человеком и бытием, отличающихся от тех, которые привычны для нашей цивилизации. Фантастическая Зона в фильме - это место, где побывал корабль пришельцев, после чего земное бытие приобрело новые свойства: оно постоянно меняется, отражая внутреннее состояние человека. Три путника - Сталкер, Писатель и Профессор - идут через Зону для того, чтобы побывать в "комнате желаний", где исполняются самые заветные устремления человека. Каждый из них символизирует особую форму отношений человека с миром. Профессор является воплощением традиционной установки, основанной на признании абсолютного приоритета научного разума. Поскольку Зона не может быть познана с помощью разума и угрожает устоявшемуся порядку вещей, Профессор пытается уничтожить ее, он несет с собой бомбу огромной мощности. Сталкер представляет противоположную позицию. Он показан как человек, который смог перестроить свою жизнь в соответствии с законами Зоны. Для него жизнь вне Зоны, в "обычном" мире стала невыносимой, потому что в этом мире человек утрачивает подлинное в себе самом, утрачивает связь с бесконечным бытием, содержащим в себе неисчерпаемые возможности. Зона, утверждает Тарковский устами своего героя, - это место, где человек может стать самим собой, однако новые отношения с миром, выстраивающиеся здесь, являются парадоксальными: чтобы стать собой (открыть свою подлинную сущность), человек должен отказаться от своего "я", от обособленного и "независимого" существования и стать сталкером (stalker), идущим "вслед" за бытием, послушным бытию. В образе главного героя фильма Тарковский наиболее ясно выразил свое новаторское понимание человека, близкое к тому, которое было сформулировано в европейской философии С. Франком и М. Хайдеггером (см. разделы 13.4 и 13.6).

Наиболее сложным персонажем фильма является Писатель. Как и Сталкер, он понимает ложность современной цивилизации, мира "вне Зоны", однако он не знает, каким образом порядок жизни может быть изменен, может быть сделан подлинным. По мере развития событий в фильме мы понимаем, что Сталкер водит в Зону людей для того, чтобы найти среди них того, кто способен стать его "учеником", стать таким же сталкером, как и он, перестроить свои отношения с миром. В результате их "путешествия" Писатель осознает, какой смысл имеет существование Зоны для человека, он оказывается готовым к тому, чтобы "отдать" свое независимое "я" и стать последователем Сталкера. Каждый человек способен осознать необходимость радикального изменения себя и своих отношений с бытием, но Тарковский пытается убедить нас в том, что этого мало: после этого человек должен попытаться донести до других необходимость таких изменений.

В "Сталкере" Тарковский еще верит, что человек и человечество способны измениться и встать на путь, который уведет от Апокалипсиса. В последующих фильмах на первый план выходит сознание того, что мир уже стоит на грани катастрофы и необходимы самые радикальные меры для его спасения. Как и многие другие герои Тарковского, главный герой "Ностальгии" Андрей Горчаков остро ощущает неправильность современной цивилизации и пытается понять, что он должен сделать, чтобы исправить положение, внести смысл в свою жизнь и в жизнь всех людей. В своем путешествии по Италии он знакомится со странным, полусумасшедшим человеком Доменико, который известен в своем городе тем, что он на 7 лет запер свою семью в огромном, темном доме. Доменико открывает Андрею путь к истине. Заперев жену и детей в доме, Доменико хотел спасти их от ложной цивилизации, хотел заставить их обратиться к основам бытия, проникнуть в глубины своей личности и по-настоящему понять себя. Его попытка оказалась неудачной: жена и дети ушли от него, и он остался один. Однако Андрей признает правоту его стремления изменить людей и их отношение к жизни. Он выражает готовность стать "учеником" Доменико.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...