2. Романтизм любомудров
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Развитие философских представлений в первой трети XIX в. Обоснование идей консерватизма и радикализма / 2. Романтизм любомудров
Страница 4

Одной из собственно философских работ Веневитинова было "Письмо к графине NN [А. И. Трубецкой]" (1826), где содержится определенный синтез философских учений Шеллинга и Платона. Подготовительным этапом к изучению философии у графини было знакомство с поэзией. Автор предлагает совместно искать определение философии и ее предмет. Что такое наука? - это первый вопрос. Перебрав арифметику, физику, историю, автор письма делает вывод: наука вообще есть стремление приводить частные явления в общую теорию или систему познания. Отсюда элементами науки являются содержание и форма. При этом форма - не внешняя ее характеристика, "но общий закон, которому она необходимо следует". Если философия хочет быть наукой, то и она должна иметь содержание и форму. Совершеннейшей будет та наука, которая сумеет свести все частные познания человека к одному началу, и если это философия, то предмет ее должен быть чем-то общим для всех наук. Вывод из этого рассуждения таков: "Философия будет наукою формы всех наук или наукою познания вообще". Содержанием философии является познание не эмпирической действительности, а познание как простое действие ума, свойственное всем наукам, или простая и чистая познавательная способность. Стремление к познанию, к общей теории составляет форму философии. " .Философия есть наука, ибо она есть познание самого познания, и потому имеет и форму и предмет". Среди наук философия всегда почиталась важнейшей, пишет автор, но являлась уделом немногих избранных, что, в свою очередь, не мешало ей оказывать существенное влияние на целые народы. Автор письма указывает и на вершину мировой философской мысли: "Божественному Платону предназначено было представить в древнем мире самое полное развитие философии и положить твердое основание, на котором в сии последние времена воздвигнули непоколебимый, великолепный храм богини". Под "непоколебимым, великолепным храмом", безусловно, имеется в виду система шеллингианской философии.

Статья Веневитинова "Анаксагор. Беседа Платона" (1825) в еще большей мере свидетельствует о его философских симпатиях; в ней за Платоном зачастую подразумевается Шеллинг. Здесь же излагаются идеи философского романтизма: "поэт выражает свои чувства, а все чувства не в воображении его, но в самой его природе", "философия есть высшая поэзия"; "всякий человек рожден счастливым, но, чтобы познать свое счастье, душа его осуждена к, борению с противоречиями мира", "царем природы может назваться только тот, кто покорил природу; и следственно, чтоб познать свою силу, человек принужден испытать ее в протиг воречиях - откуда раскол между мыслию, и чувством". От романтического принципа индивидуализма, вынуждающего человека испытывать природу для выявления своей силы, Веневитинов переходит к романтическому принципу универсализма: " .она снова будет, эта эпоха счастия, о которой мечтают смертг ные. Нравственная свобода будет общим уделом - все познания человека сольются в одну идею о человеке - все отрасли наук сольются в одну науку самопознания".

Характерными для Веневитинова были сочинения "Утро, полдень, вечер и ночь" (1825), "Скульптура, живопись и музыка" (1826), жанр которых можно определить как романтические гимны музам. В них автор призывал художника искать в природе источник поэтического вдохновения, так как "всякое явление - эмблема", а всякая эмблема является символическим отражением мирового Универсума. В соответствии с духом времени Веневитинову был свойствен глубокий историзм, когда история понималась прежде всего как движение художественных форм. В письме к А. И. Кошелеву он выделил три эпохи исторического развития мировой культуры и человеческого познания; эпическую, лирическую (романтическую) и драматическую. Все они составляют, по его мнению, эмблему человеческого рода, жизни и времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...