4. Философия истории П. Я. Чаадаева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Развитие философских представлений в первой трети XIX в. Обоснование идей консерватизма и радикализма / 4. Философия истории П. Я. Чаадаева
Страница 4

Подобные суждения Чаадаева были удачно названы польским философом А. Валицким как идеи "привилегии отсталости", впоследствии подхваченные самыми разнообразными течениями русской мысли. Хотя поначалу после публикации первого "Философического письма" философия истории Чаадаева воспринималась главным образом критически. B.В. Зеньковский в связи с этим обращает внимание на одно письмо В. Ф. Одоевского к C.П. Шевыреву. "То, что Чаадаев говорил о России, я говорю о Европе - и наоборот". " .И на стороне Одоевского,-добавляет Зеньковский, - были, собственно, тогда все".

Прямым полемическим ответом на "Философические письма" было начало работы А. С. Хомякова над "Семирамидой", главным историософским сочинением славянофила. Неотправленное письмо Пушкина к Чаадаеву (1836) наряду с признанием того, что в "Философическом письме" "многое . глубоко верно", содержало и критику. Пушкин признавал самобытность русской истории, считал, подобно Чаадаеву, что ее объяснение требует своей особой логики ("другой формулы"), отличной от исторического пути Запада. Споря с Чаадаевым, Пушкин утверждал, что русская христианская история может представляться "нечистой" лишь с католической точки зрения. История России, по мнению Пушкина, как раз есть пример служения не частным, а всеобщим европейским интересам, и особенно это проявлялось "в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве" (в период нашествия Орды, во время наполеоновских войн и т. д.).

Труды Чаадаева были мало известны в России вплоть до 1913-1914 гг., когда было опубликовано двухтомное собрание его сочинений под редакцией М. О. Гершензона. Тем не менее его идеи были хорошо известны многим русским мыслителям различных направлений - В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, Н. Г. Чернышевскому, И. В. Киреевскому, Ф. И. Тютчеву, В. С. Соловьеву и др. Чаадаев был мировоззренчески терпимым человеком, и среди его друзей были декабристы М. Ф. Орлов и И. Д. Якушкин, литераторы А. С. Пушкин и А. И. Тургенев, историки Н. М. Карамзин и С. П. Шевырев. Притягательной для разных течений русской мысли XIX в. оказалась мысль Чаадаева о том, что Россия имеет огромный скрытый, нереализованный потенциал и что социально-экономическая отсталость России может для нее обернуться однажды историческим преимуществом. Н. А. Бердяев видел в этом последовательное выражение "русской мессианской идеи", К. Н. Леонтьев, в определенной степени основываясь на указанной мысли Чаадаева, писал даже о необходимости "подморозить Россию", затормозить ее движение, чтобы она не повторяла ошибок далеко зашедшего по пути прогресса Запада. Чернышевский и другие революционные мыслители в известном смысле разделяли эту точку зрения Чаадаева при обосновании идеи некапиталистического пути развития России к социализму. См. Каталог библиотеки П. Я. Чаадаева М., 1980. Письмо адресовано Е. Д. Пановой, одной из его знакомых, бывшей лишь формальным адресатом. См.: Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. Т. 1. С. 690. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989. С. 99. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 1.С. 417. Там же. С. 395. Там же. Там же. С. 447. Чаадаев П Я Поли. собр. соч. и избр. письма. Т. 1.С. 416. Там же. С. 394. Там же. С. 405. Там же. С. 398. Там же. С. 403. Чаадаев П. Я Поли. собр. соч. и избр. письма. Т. 2. С. 71. Там же. С. 96. Там же. С. 98. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 23. Впервые сборник избранных произведений Чаадаева, подготовленный И. С. Гагариным, вышел на французском языке в 1862 г. (Париж-Лейпциг).

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...