Добродетель может украсить жизнь всякого человека, если она выявляет себя осознанно, "по научению". "Пчела" подробно останавливается на проблеме обучения. Настоящий учитель тот, кто учит не просто словом, но и "нравом", т.е. своим образом жизни, характером. Ибо кто словом мудр, а делами несовершенен, "то хромь есть"; кто язык имеет доброречивый, а душа его еще не утверждена в добре, "то неприятень есть". Учение - это тяжкий труд; тем не менее учить и учиться надо весело и без насилия; тогда только знание твердо усваивается человеком и развивает в нем ум. "Пчела" предостерегает от сведения ума к "многомолвлению" и порицает "многих", у кого "язык речеть пред умомь". Демосфену приписывается высказывание: "Аще бы только оума (ума) имел, колико речи, толика бы не молвил".
По мнению составителей "Пчелы", об уме свидетельствует прежде всего поведение человека. Со ссылкой на Сократа отмечается, что поведение умного человека основано на знании дела. Умный человек всегда оглядывается на опыт прошлого и старается предвидеть результат предпринимаемых действий: "Достойно намь конець вещи преже смотривше и тако начатье их творити". Это позволяет ему избежать горьких ошибок и поражений.
Важное значение авторы "Пчелы" придают вопросу о возрастных изменениях ума, в связи с чем припоминается учение пифагорейцев о четырех возрастах человека - детстве, юности, зрелости и старости: "Разлучаху (различали. - Л.З.) пифагоряне человечьскый възраст на четыре части: на младьство, на уностьство (юность - A3.), на мужьскый възраст и на старость". Отсюда выводится признание не только совершенствования ума параллельно с физическим развитием, но и умственной деградации по мере одряхления организма в старости.
Особое одобрение "Пчелы" вызывают те, кто "учашеся философьи и на высоту мудростью хотяще възыти". Первая польза от философии - это "разуменье невежьства своего". В сборнике рассказывается, что когда одного ученика, изучавшего философию, спросили, чему он научился, тот так и ответил: "Понял, что ничего не знаю". Но суть не в этом: философия, согласно "Пчеле", способствует выработке самостоятельного взгляда и сознательного отношения к жизни ("еже самоволно творити, еже инии творять страха ради законьнаго").
"Пчела" подвергает разум свободному, не связанному церковными канонами обсуждению, выдвигая в качестве критерия его совершенствования целенаправленную человеческую деятельность. Главным здесь является жизненный, практический опыт, который придает знанию, полученному путем простого обучения, этический смысл, возвышает его до степени действенной и благотворящей мудрости.
б) Эти же аспекты моральности знания и невежества обсуждаются в "Диоптре" Филиппа Философа, византийского писателя второй половины XI в. "Многоученье", по Филиппу, оказывается добром, если оно применяется для наставления других и оказания помощи притесняемым, но оно может породить и зло, если становится предметом тщеславия или средством достижения корыстных целей. Такая же моральная оценка дается "ненаученью": оно составляет добро, если не препятсвует повиновению знающим ("ведящим"), и плодит зло, если толкает на путь непослушания наставникам, заставляет "не покорятися болшим", властелинам.
Когда мы говорим "человек", замечает Филипп, то разумеем обыкновенно и душу и тело. На самом же деле, человек в собственном смысле - это душа ("воистину человек душа глаголется"). Именно душа концентрирует в себе то, что мы вкладываем в понятие "я", поэтому человек суть не что иное, как "душевное существо". "Внешнее" же человека, его тело - не "я", а "мое".
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...