В философском плане наибольший интерес представляют рассуждения Максима о мужестве. Эту добродетель он связывал прежде всего с присущей человеку свободой воли. В "Послании к некоему князю" он писал: " .Мы бо самовластии изначала от Создателя создани бывше, властны есме своих дел и благих и лукавых, и никтоже над нами властель, разве создавшаго нас, ни ангел, ни бес, ни звезда, ни зодий, ни планиты, ни колесо фортуны, бесы изобретенныя. Да не прелщаимся без ума от учащих, сия и проповедующих, замудренных латын и прегордых немцев. Мы сами себе виновни бываем достизающих нас скорбех и лютых обстояний, преслушающе спасительных заповедей сотворшаго нас". Приведенный отрывок убеждает в том, что для Максима мужество сопряжено с выбором, который определяется свободой воли. Но чтобы этот выбор не склонился в сторону греха, свобода воли нуждается в опоре на "богодарованной философии", вере. Ее он отличал от "внешнего диалектического ведения", разума. Праведники, доказывал Максим, познают Христа "верою токмо . и всякаго художества словесна отбегают". Несмотря на свою мистическую ортодоксальность, святогорский старец не отвергал "внешние учительствы" - мирские знания, философию; напротив, он призывал "умудритися всяким разумом и ведением и священною премудростию", всему отводя своей предел, свое место в иерархии духовных ценностей.
Духовный авторитет Максима Грека не оспаривался даже его противниками. Его монастырская келья служила своего рода литературным салоном, клубом, куда стекались все наиболее пытливые и ищущие умы московского общества. Здесь бывали Вассиан Патрикеев и Зиновий Отенский, Артемий Троицкий и Андрей Курбский. Его советами пользовались дипломат Федор Карпов и русский первопечатник Иван Федоров. Идеи Максима Грека открывали широкий простор для обсуждения в рамках православного миросозерцания морально-философских и научных проблем.
9. Такова в общем виде эволюция мистико-аскетической идеологии древнерусского православия. К середине XVI в. нестяжательство фактически сошло на нет: одни его последователи сгинули в монастырских тюрьмах, другие бежали "в Литву" - на украинские и белорусские земли. Новую жизнь традиции Нила Сорского и Максима Грека обрели лишь в XVIII в., благодаря усилиям Паисия Величковского, возродившего русское старчество, которое оказало глубокое воздействие на формирование русской религиозной философии XIX- XX вв.
ЛИТЕРАТУРА
а) Источники
Абрамович Д.И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1931 (репринт: Киев, 1991).
Артемий Троицкий. Послания // Русская историческая библиотека. Т. 4. СПб., 1878.
Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. II. М., 1990. С. 156-227.
Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.
Зиновий Отенский. Послание многословное. М., 1880.
Источники по истории еретических движений XIV - начала XVI в. // Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века. М.-Л., 1955.
Максим Грек. Сочинения. Ч. 1-3. Казань, 1859-1862.
Нил Сорский. Предание и устав // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 179. М., 1912.
Нил Сорский. Послания // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974.
Патрикеев В. Тексты сочинений // Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960.
Симеон Новый Богослов. Двенадцать слов. М., 1869.
Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971.
Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971.
Феодосии Печерский. Литературное наследие. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 5. М.-Л., 1947.
б) Исследования
Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. Л., 1972. С. 3-68.
Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л., 1987.
Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего Средневековья. Конец XIV - первая треть XVII в. Киев, 1991.
Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.
Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...