С позиций своей теории Грановский рассматривал Россию как страну, идущую по общему для всех пути цивилизации и прогресса. Он полагал, что "романо-германские племена" были "главными деятелями в средней и новой истории", определяли ход всемирно-исторического прогресса в прошлом. Что же касается будущего, то Грановский не исключал, что именно славяне будут стоять во главе общечеловеческого прогресса. Россию Грановский называл "юной" страной, которая, приняв через Петра I образованность от Европы, обязана распространять ее дальше на Восток. В этой связи он критиковал положения славянофилов о том, что "Запад сгнил", "русская история испорчена Петром", народ "оторван насильственно от родного исторического основания", "вся мудрость человеческая истощена в творении св. отцов греческой церкви".
Политические взгляды Грановского не выходили за рамки конституционно-монархических идеалов, что отличало их, в частности, от воззрений Белинского, Герцена или Бакунина, выступавших за ликвидацию монархии.
Своеобразно представлена западническая либеральная идеология у историка, философа и правоведа Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885). Он родился в дворянской семье, учился на юридическом факультете Московского университета (1835-1839). С некоторыми перерывами Кавелин занимался преподавательской деятельностью в Московском (1844-1848) и Петербургском (1857-1861) университетах, Военно-юридической академии (1877-1885), а также служил чиновником в разных ведомствах. В 1857 г. он был приглашен наставником к цесаревичу Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), что приблизило его к придворной знати. В 40-50-е гг. благодаря своим работам по русской истории, статьям с проектами отмены крепостного права, публиковавшимся в "Современнике" и "Отечественных записках", Кавелин приобрел известность и авторитет.
Воззрения Кавелина формировались под непосредственным влиянием Белинского, Грановского и Редкина. Однако тогда же, в студенческие годы, он сблизился с Киреевским, Хомяковым, К. С. Аксаковым, Самариным, что придало его взглядам некоторый славянофильский оттенок. В 40-е гг. Кавелин испытал на себе определенное влияние французской социалистической мысли (вследствие общения с Герценом).
Философские взгляды Кавелина наиболее рельефно представлены в работах "Задачи психологии" (1872) и "Задачи этики" (1884-1886). Философия, по Кавелину, есть специфическая сфера знания, которая содержит "общие начала всех наук" и имеет как теоретическую, так и практическую стороны. Главную задачу философии Кавелин видел в том, чтобы выяснить законы взаимодействия внешнего мира и сознания человека, а основным вопросом философии он считал отношение "бытия к знанию" и "знания к познаваемому". "Ум человеческий не успокоится, новые философские системы не перестанут создаваться, - отмечал он, - пока не будет окончательно решен вопрос, что человек познает и как познает". Выступая за создание научной философии (философии как обобщенного знания) и заключая ее в рамки по преимуществу гносеологических проблем, Кавелин пытался подняться над материализмом и идеализмом, объявив оба направления двумя сторонами единого процесса научного познания. Спор идеализма с материализмом, проблематику теории познания (традиционный предмет философии) Кавелин переносит в область психологии, которая, по его мнению, одна в состоянии "объяснить удовлетворительным образом существо идей . и их отношения к действительно сти".
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Две особенности русского марксизма
...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...