Человеческое общество структурировано, как в сфере обменных процессов между человечеством и нечеловеческой (внешней) средой, так и в межличностном (общественном) плане.
Отношения индивида с окружающим миром (в том числе с другими людьми) могут быть представлены, например, в виде следующей структуры уровней взаимодействия:
-физического (силовой, внешнеконтактный);
-физиологического (пищеварительный, половой .);
-эмоционального (восприятие красоты природы, суггестивные взаимовоздействия людей .);
-информационного (получение информации от внешнего мира и запоминание ее, обмен информацией между людьми) и пр.
*Другой пример структуры - обменный процесс между человеком и природой:
-потребление природных (внечеловеческих) ресурсов;
-культивация (улучшение) антропоморфных свойств окружающего мира;
-защита от воздействия стихии;
-рекультивация (восстановления природы в первозданном виде) и пр.
Вообще говоря, признаков классификации существует множество и можно придумать еще столько же.
Ограничимся примерами структур межличностных отношений и структур типа человек-природа.
В первом случае это могут быть сословия (купцы, чиновники, помещики .), классы, группы функционеров (политики, писатели, организаторы производства, военные .) и др.
Во втором случае структура может быть представлена в виде профессионально-отраслевого деления людей и т.д.
Итак, исторический процесс, вообще говоря, есть процесс изменения структур. Конечно, есть изменения и изменения.
Одно дело, когда профессия землекопа замещается профессией экскаваторщика, другое - когда статус крепостника сменяется общественным положением буржуа.
Важнейший вопрос, однако, состоит вот в чем: что является генератором структурных изменений, и каковы механизмы изменений?
Поэтому процесс изменения общественных отношений нам представляется как обычное состояние общества, в котором индивиды перманентно совершают множественные попытки установления между собой разнообразных, произвольных с точки зрения субъекта, связей; обычно, поскольку попытки эти не согласованы по интересам, они носят спорадический характер. Однако к определенному моменту времени связи одного определенного типа возникают между достаточным -критическим количеством индивидов, что приводит к лавинообразному закреплению их. Таким же образом происходит и разрушение старых связей. Из наших представлений непосредственно вытекает, что новая общественная структура по необходимости предопределена существующей, а значит, хотя бы в этом смысле, не может быть плодом чистого разума.
Отметим еще феномен нелинейности развития, присущий живым структурам - будь то отдельный организм, популяция животных или человеческое общество.
Эта закономерность выражается в том, что некоторые функциональные особенности живой структуры, стоящей на более ранней ступени развития, могут оказаться более сложными и многосвязными, чем аналогичные функции в более поздних структурах. Так например, из исследований Л. Моргана известно, сколь сложными были семейные отношения между родами в первобытнообщинном обществе американских ирокезов (что препятствовало генетическому вырождению человека). Однако в дальнейшем семейные отношения упростились до обычного запрета прямого кровосмешения, хотя проблема здоровья новых поколений не потеряла актуальности, особенно в замкнутых группах, какими являются деревни и т.п.
Другим примером может служить высокая степень развития римского законодательства, которое лишь через полторы тысячи лет средневекового невежества дало толчок и послужило базисом для законотворчества нового времени.
По сей день остается непревзойденной плеяда древних ораторов -от Демосфена до Цицерона и т.д.
Так же обстоит дело с государственной, политической и экономической структурами посткрепостнического общества - социализма, которые, в определенном смысле, много сложнее аналогичных структур более передового буржуазного общества.
В качестве иного примера могут служить выдающиеся способности ребенка к языкам, которые он утрачивает в процессе взросления и т.д.
Теперь нам следует обратить внимание читателя на известные признаки недоразвитости человеческой популяции (они же - признаки ее вырождения), как-то: отсутствие волосяного покрова, отсутствие хряща или косточки в мужском члене, менструальные явления у женщин, весьма продолжительная беспомощность новорожденного и др. Все это, наряду с присущей ему плодоядностью и известной генетической близостью с всеядной свиньей, вполне может указывать на более низкую общую организацию человека разумного по сравнению с плотоядными (кровожадными) млекопитающими.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...