Итак, объективные свойства товаров не имеют общего измерителя, позволяющего сравнивать их по единому признаку.
Даже тогда, когда используется локальный измеритель, позволяющий сравнивать однотипные товары, он зачастую неоднозначен и поэтому не достигает целей измерения.
Что же касается денежного измерителя, то он, обладая всеми признаками однородности (хотя бы в стране с замкнутой денежной системой), тем не менее, не может быть признан вполне однозначным: цена на товар одного и того же вида, как известно, варьирует по месту и времени продажи или, вообще случайным образом.
Мы обращаем внимание читателя на то, что не ставим перед собой задачи найти наиболее универсальный или наиболее точный измеритель товара, но хотим выяснить, благодаря чему и в какой мере эффективно действует тот весьма несовершенный механизм товарообмена, который реально существует.
Но самое удивительное состоит в том, что, несмотря на вышеуказанное нагромождение неопределенностей, не позволяющее постичь хозяйственные отношения, хозяйственный товарный механизм существует в том или ином виде со времен глубокой древности и при этом носит полезный, целесообразный характер.
Это вообще интересная проблема: "Почему жизнеспособность практики так мало зависит от степени ее теоретического постижения?" Ведь практическая деятельность есть рациональное действо! (То есть действо, зависящее от понимания природы явлений . или нет?) Разумеется, можно было бы сразу закрыть эту тему, вспомнив, что пчелы тоже (как и люди!) не разбираются в хитросплетениях пчелиной жизни, если бы отсюда не напрашивался очередной вопрос: "Если не в экономике, тогда где, в чем и не напрасно ли человек пользуется своим разумом?"
Для "непосредственно-необходимых" действий человеку требуется ума не больше, чем иным животным. (Почему для выполнения одного и того же действия человеку потребовалось бы больше ума, чем животному? Чем он хуже?!) Разум же позволяет моделировать то или иное событие и, благодаря этому, "прокручивать" свою мысленную модель быстрее, чем происходит реальное событие, предвидя, таким образом, более или менее отдаленный результат.
Вследствие этого человек изменяет свои действия (по сравнению с непосредственными действиями неразумных животных) так, чтобы результат был достигнут быстрее, с меньшими затратами труда, с меньшим риском для жизни и т.п.
Например, если человеку нужно вырыть землянку, то он, конечно, не станет разгребать ногтями землю, но займется вначале совершенно отличным от прямой задачи делом - изготовлением лопаты и т.д.
Дальше, развивая предыдущую мысль, человек изобрел рыночные отношения, как он придумал лопату: вместо того чтобы непосред-ственно наброситься на пищу, рвать ее зубами, человек стал заниматься чем-то совершенно иным.
Теперь один выращивает коноплю (которую он вообще не потребляет в пищу), затем продает ее другому и на вырученные деньги покупает картофель, затем распределяет его между участниками труда и лишь после этого съедает свою долю и т.п. Товаропроизводитель не может сколь-либо точно оценить свой труд (а если бы мог, то не смог бы добиться признания этого от контрагента), однако, при всех колебаниях самооценки, ему выгодно (или он вынужден) совершить акт купли-продажи и реализовать, тем самым, механизм предвидения последствий, присущий ему, как человеку разумному.
Рассмотрим иной пример - развитие градостроения. Город, особенно древний, развивался, как известно, хаотично: каждый строил себе дом на свободном месте и т.п. Но когда город разросся, возникла проблема оптимизации транспортных маршрутов - проблема не вполне разрешимая для человеческого ума.
Человек собственным умом создал неподвластную ему ситуацию -вот какой напрашивается вывод. Вывод, хотя и парадоксальный, . но неверный, ибо в действительности наш город не был создан исключительно разумом. В процессе строительства человек пользовался малоосознанными, слабопонятыми идеями строительства, примитивной моделью городского планирования и, вообще, его личный преходящий интерес расходился с интересами потомков. Поэтому не следует ожидать, что проблемы большого города будут коррелировать с проблемой строительства землянки или отдельного дома.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...