Так и рынок: хотя он создавался человеческим разумом, но не только разумом, так что проблемы современного рынка (разрешимые и не разрешимые) - необходимое следствие его многовекового развития. Особая трудность в его изучении состоит именно в том, по нашему мнению, что он есть синкетизм разумных и неразумных (неосознанных) действий, в отличие от естественного объекта, который существует вполне независимо от человеческого сознания и воли.
После столь общих рассуждений обратимся к субъективной, "исходной" - трудовой характеристике товара, которая, как принято считать со времен У.Петти и А.Смита, Д.Рикардо и особенно К.Маркса, позволяет якобы понять механизм самовоспроизводства хозяйственной деятельности.
Предполагается, что если товары сравнивать (обменивать) по величине вложенного в них труда (каким бы способом его ни измеряли), то цикл их воспроизводства будет самовосстанавливаться. Если бы это было действительно так, то такая теория описывала бы вовсе не товарную, а квазитоварную экономику.
Увязка трудозатрат со стоимостью товара есть попытка смоделировать экономику "справедливого" распределения, теорию паритетного трудообмена, а не товарного рынка. Ведь если продукт труда обменивается на равноценный, то он, тем самым, лишается определяющего свойства товара - возможности свободной купли-продажи, зависящей только от сопоставления конечных свойств товаров. Если приоритет товара того или иного вида упал (товар устарел, ухудшил потребительские характеристики, не вписался в новую структуру потребления, надоел покупателю или оказался вредным для здоровья и т.п.), то он, вообще, может не быть куплен, а значит цикл его воспроизводства будет прерван даже при паритете стоимостей (имеется ввиду соотношение стоимостей различных товаров).
Итак, трудовая теория стоимости, как мы видим, есть теория про-дуктораспределения, но не теория товарообмена.
Рассмотрим эту проблему ближе. Если исходить из того, что стоимость не является вполне самостоятельной категорией, которая характеризует определенную сторону экономических отношений, если, вопреки логике науки, отказаться от понимания стоимости, как узлового понятия приватного производства в условиях свободного рынка, то остается, разумеется, признать простое тождество двух понятий - стоимости и трудозатрат.
К измерителям трудовой деятельности относится, прежде всего, уровень психофизических усилий работника, возникающий как при непосредственном контакте с предметами труда, так и во взаимоотношениях со "смежниками". Этот показатель (методы измерения или идентификации которого наукой далеко не отработаны) включает, в нашем понимании, как сам процесс труда, так и санитарные и климатические условия работы.
Труд, в общем и целом, вредит здоровью человека и противен его природе именно потому, что непосредственно направлен на свой предмет, а не на самого человека. Лишь опосредованно (через рынок) и вопреки своей природе, труд может быть направлен (а может и не быть) на благополучие труженика.
В любой экономической системе, вне зависимости от типа общественной формации, интересы человечества требуют реализации противных ему интересов производства.
Но вернемся к измерителям труда. Как известно, помимо психофизической компоненты, измеритель труда включает параметры продолжительности изготовления товара и количества работников, занятых в его производстве.
Давайте определим, сколько труда во временном измерении было вложено в производство одного кирпича, выпущенного кирпичным заводом.
Чтобы изготовить один кирпич, необходим некий технологический цикл продолжительностью, скажем, в один час плюс 10 лет затраченных на разработку карьера, плюс три года затраченных на поиски этого карьера, плюс еще один год - на прокладку железной дороги, плюс и т.д.
Отметим еще, что оборудование, на котором сегодня изготавливают кирпичи, совершенствовалось несколько тысячелетий, считая с момента изобретения кирпича, а весь путь, пройденный человечеством до этого изобретения, был преддверием к нему.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...