Рискнем предположить, что в рамках истории философии проблема универсальности свойств пространства и времени в явном виде, в сущности, не была сформулирована. Однако различные точки зрения на природу пространства и времени влекли за собой возможность различных точек зрения на проблему универсальности их свойств. Например, в конечной Вселенной Аристотеля универсальность свойств пространства выражается в свойствах мира как целого, в единой мировой симметрии. Кроме того, по Аристотелю, универсальными, по-видимому, следует считать также свойства трехмерности и непрерывности. Точка зрения Аристотеля вытекала из его понимания пространства как «топоса», «смежной границы объемлющего тела» и из его трактовки движения и структуры мира. Она позволяла рассматривать пространство как структуру, в которой возможно изменение определенных свойств от точки к точке.
Напротив, линия Демокрита, приведшая к идее Ньютона об абсолютном пустом пространстве, подразумевала универсальность всех пространственных свойств. Этот вывод оспаривался Лейбницем, чья теория относительного (релятивного) пространства предполагала возможным разнообразие его свойств. Из концепции Канта следует универсальность свойств пространства, однако совершенно иная, чем в представлениях Ньютона. По Канту, универсальность обусловлена не особенностями внешнего мира вещей в себе, а свойством индивидов созерцать мир явлений в одной и той же априорной пространственной «раме». Универсальные свойства пространства связаны не с вещами в себе, не с их порядком, а лишь с формой нашей чувственности. Основанный на точках зрения Ньютона и Канта очевидный вывод об универсальности свойств пространства господствовал в классической науке вплоть до начала эпохи современной физики, когда появились сомнения в универсальности некоторых из этих свойств.
Что касается времени, то основоположником теории абсолютного времени можно считать Платона. Согласно его подходу у «подвижного образа вечности» не может быть каких-либо неуниверсальных свойств. Точка зрения Аристотеля на природу времени, понимаемого им как «число движения», в принципе допускала существование неуниверсальных свойств. Выводы, которые можно сделать в отношении универсальности времени из концепций Ньютона, Лейбница и Канта, аналогичны выводам об универсальности пространства.
Принадлежащее Энгельсу философское определение пространства и времени как форм существования движущейся материи [Энгельс, 1955] подразумевает, что пространство и время универсальны в том смысле, что в принципе невозможно столкнуться ни с одним реальным явлением, которое находилось бы «вне» пространства и времени. Это позволяет рассматривать пространство и время как необходимые условия существования реальных явлений (концепция субстанциального пространства и времени). В то же время из определения следует, что, являясь формой существования, пространство и время определяются материальными явлениями, зависят от них (концепция реляционного пространства и времени). Если допустить существование множества относительно независимых «классов» материальных явлений и объектов, то в рамках реляционной концепции должны различаться и характерные свойства определяемых ими пространства и времени.
Возникает вопрос: существуют ли универсальные для всех «классов» явлений пространственные и временные свойства, т. е. универсальные пространство и время? Если совокупность всех классов явлений понимать как весь материальный мир (или Вселенную в целом), то этот вопрос, возможно, лишен смысла. У материи в целом не может быть никакого условия ее существования, ибо предположение о таком условии было бы связано с признанием нематериального начала, материя же - causa sui. Тем самым для материи в целом не может существовать какого-либо пространственно-временного фона, если пространство и время зависят и производны от материи. Тогда, как указано выше, разнообразие «классов» явлений ведет к разнообразию пространственно-временных форм. Причем наличие универсальной формы, по-видимому, логически равносильно признанию первоматерии - универсальной первоосновы мира.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...