Народничество как общественно-политическое движение. Принадлежность к народничеству как к общественно-политическому движению и течению общественной мысли была и до сих пор остается проблемой. Многие из тех, кого в современной литературе причисляют к народникам, не считались таковыми во времена расцвета народничества, и, наоборот, некоторых из тех, кого называли народниками, в новейшей литературе к ним не относят. Учитывая исторически возникшую неоднозначность понятия "народничество", реальное содержание этого движения следует выводить не из самоназваний тех или иных деятелей, кружков или группировок, а из степени общности и различия идейных принципов его участников. Народничество представляло собой некую целостность, отличающуюся от рядоположенных течений - славянофильства, почвенничества и толстовства, с одной стороны, дворянского и буржуазного либерализма и демократии постпросветительского, ненароднического типа - с другой. При всех различиях между революционными и легальными, консервативными и либеральными народниками они выступали как одно особое общественное движение, выражавшее интересы крестьянства в период, когда русское общество пореформенного периода, встав на путь капиталистического развития (пройдя по этому пути лишь небольшой отрезок и скорее почувствовав, чем осознав многие его противоречия и опасности, не усвоив его каких-либо положительных результатов), попыталось в лице идеологов народных масс, в первую очередь крестьянства, либо совершенно свернуть с него, пойти по "самобытному", "общинно-артельному" пути, либо по крайней мере найти такие самобытные общественные формы, которые сгладили бы трудности и противоречия перехода от одного общественного строя к другому.
Важно отличать народничество от течений Мысли, которые тоже обращались к теме народа, характеризовались своего рода "народолюбием" и даже выражали в той или иной степени интересы народных масс.
Качественно новый элемент в российском "народоведении" и атмосфере "народолюбия" появился в связи с эволюцией идеологии и мировоззрения русского демократического просветительства к середине XIX в. (А. И. Герцен после 1848 г., Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и их единомышленники). В нем возник и развивался пласт социалистических идей, причем последние в условиях крестьянской страны приняли у ряда мыслителей преднародническую форму. Первым из них стал Герцен, который с конца 40-х гг., не без влияния славянофильства, доказывал, что "русский социализм" идет "от земли", от крестьянской общины и рабочей артели, что своим бытом русский человек ближе всех европейских народов подходит к социалистическому строю. Герцен явился первым непосредственным предтечей российского народничества. В 40-60-х гг. преднароднические мотивы обозначились также в мировоззрении М. А. Бакунина (в частности, он считал, что массе русского народа, "не зараженного заморской порчей", свойствен демократический инстинкт, который станет залогом будущего России). Из круга Чернышевского к народническому мировоззрению эволюционировали также члены кружка "Земля и воля" 60-х гг. - братья Н. А. Серно-Соловьевич (1834- 1866) и А. А. Серно-Соловьевич (1838-1869), А. А. Слепцов (1836-1906) и др. Преднароднический характер носила идеология кружка Н. А. Ишутина (1840-1879), действовавшего в 1863-1866 гг. Ряд видных деятелей народничества вышли из среды православной церкви - бывшие профессора Казанской духовной академии Г. 3. Елисеев (1821-1891) и А. П. Щапов (1831-1876); из писателей 40-50-х гг. к народничеству присоединились Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин.
Смотрите также
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...
Две особенности русского марксизма
...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...