1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
Страница 3

На самом правом, консервативном его фланге с середины 70-х гг. стояли два публициста еженедельника "Неделя" - П. П. Червинский (р. 1849) и И. И. Каблиц (псевдоним Юзов) (1848-1893). Перу последнего принадлежит труд "Основы народничества" (1882), в котором предпринята попытка изложения народнической доктрины во всех ее составных частях. Именно у консервативных народников понятие "народ", под которым они понимали прежде всего крестьянство, стало основным, системообразующим. В их представлении народ - это коллективная единица, воплощающая в себе наиболее высокий для данного времени уровень справедливости и человечности; народ вырабатывает и охраняет социальные и нравственные идеалы; его коллективная мысль способна безошибочно определить нормальный общественный уклад; народник призван возвести в принцип идеалы и стремления самого народа, а не навязывать ему пусть прекрасный, но абстрактный общественный идеал, не укорененный в русской национально-самобытной, общинно-артельной жизни.

Легальные народники левого фланга и центра концентрировались главным образом вокруг двух журналов: "Отечественные записки" (1868-1884), издателями которого были поочередно Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и Г. 3. Елисеев, и "Русское богатство" (1876-1918), фактическим редактором которого с 1879 г. был Н. Н. Златовратский, с 1882 г. - Л. Е. Оболенский, с 1892 г. - Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко. Ведущим публицистом и главным теоретиком и в том и в другом журнале был Н. К. Михайловский. В число сотрудников, внесших существенный вклад в разработку их теоретических принципов, входили С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, В. П. Воронцов, В. В. Лесевич, Г. И. Успенский, А. П. Щапов и др.

Публицисты и теоретики "Отечественных записок" и "Русского богатства" не склонны были идеализировать народ в такой степени, в какой это делали консервативные, правые народники, понимали его отсталость и возлагали на интеллигенцию задачу формулирования общественных идеалов с учетом не только самобытных народных устремлений, но и опыта западноевропейской мысли. В отличие от старых народников-землевольцев и правых, консервативных народников, бескомпромиссно враждебных буржуазной идеологии вообще, либерализму в особенности, они не относили либералов к заведомо враждебному лагерю, признавая частичное совпадение своей программы с их требованиями. Поэтому сторонников Михайловского их критики из круга Каблица стали называть народниками-западниками, или народниками-либералами, откуда и пошло затем название "либеральные народники".

Черты общности и различия присущи не только общественно-политическим, но и философским взглядам народников.

Роль философии в народнических теориях. Нет прямой связи между практической деятельностью народников, их общественно-политическими идеалами и какой-либо одной системой философских идей. В этом смысле, строго говоря, не существовало единой "философии народничества". Однако несомненно, что программные установки, общественно-политические концепции, которыми руководствовались ведущие идеологи различных течений и группировок в народничестве, в конечном счете покоились на нескольких во многом сходных в познавательном смысле, а еще больше по своим ценностным ориентациям философских концепциях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...