1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
Страница 2

Однако не все демократы-просветители, даже близкие мировоззренчески к Чернышевскому, эволюционировали в направлении народнического мировоззрения. Собственно народнический элемент почти полностью отсутствовал в мировоззрении Н. А. Добролюбова. Не стал народником другой соратник Чернышевского, М. А. Антонович. За рамки мировоззрения просветительского типа целиком не вышли взгляды также Д. И. Писарева и Н. В. Шелгунова (1824-1891), хотя последний и разделял некоторые народнические идеи.

Если следовать хронологическому принципу, то конец предыстории и начало собственно истории народничества следует датировать первыми работами М. А. Бакунина, написанными в духе анархизма, - "Международное тайное общество освобождения человечества" (1864), "Революционный катехизис" (1866), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Программа общества международной революции" (1867) и работой П. Л. Лаврова "Исторические письма" (1866- 1868). Первой собственно народнической революционной организацией стало "Большое общество пропаганды" ("чайковцы"), возникшее в 1869 г. среди петербургских студентов, возмущенных иезуитскими методами и авантюризмом С. Г. Нечаева (1847-1882), который пытался создать заговорщическую организацию "Народная расправа".

В дальнейшем история народничества отмечается рядом важных событий. В 1874 г. "чайковцы" организовали "хождение в народ", во время которого одни народники ограничивались пропагандой знаний (следуя рекомендациям Лаврова), другие пытались подготовить и поднять крестьян на восстание (в духе призывов Бакунина). "Хождение в народ" окончилось полной неудачей.

В 1876 г. создается новая революционно-народническая организация "Земля и воля". В 1879 г. она раскололась на "Народную волю", в которую вошли сторонники террористической борьбы с самодержавием (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов и др.), и "Черный передел", объединивший сторонников Бакунина (Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч и др.). После убийства народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. "Народная воля" была фактически разгромлена.

В 80-90-х гг. существовало несколько революционно-народнических организаций, стремившихся продолжать дело первых народовольцев. Наиболее известной из них стала возникшая в 1886 г. "Террористическая фракция партии "Народная воля", одним из активнейших деятелей которой был старший брат В. И. Ленина А. И. Ульянов (1866-1887). За подготовку покушения на Александра III он и его четыре товарища были повешены. Из действовавших в 90-х гг. осколков старого народовольчества и некоторых новых групп ("группа старых народовольцев", "группа молодых народовольцев" и др.) в начале XX в. возникла партия социалистов-революционеров (эсеры). По иному пути эволюционировала организация "Черный передел": ее главные активисты во главе с Г. В. Плехановым создали в 1883 г. первую русскую социал-демократическую организацию - группу "Освобождение труда".

Чисто внешне история народнического движения в России прежде всего олицетворяется деятельностью революционных народников, громкими событиями вроде массового "хождения в народ", террористическими актами, судебными процессами над их участниками. Но в истории народнического движения, являвшейся также важной составляющей интеллектуальной жизни России последней трети XIX в., большую роль сыграли идеологи легального народничества, которые, в сущности, и представляли народничество в его наиболее чистом виде.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...