3. Вера как сознание жизни
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого / 3. Вера как сознание жизни
Страница 4

Бог, по Толстому, есть последняя, высшая точка, до которой может дойти разум и где кончаются его полномочия. О самом же Боге разум не может и не вправе делать никаких содержательных утверждений. Говорить о Боге что-то определенное - все равно что спрашивать, является ли бесконечное число четным или нечетным. Правила познающего разума позволяют нам сказать о Боге только то, что он является духом, поскольку под духом понимается все противоположное вещественному, чувственно воспринимаемому и положительно познаваемому миру, находящееся по ту сторону пространства и времени. "Бог не вещество, а дух. Это вытекает из понятия Бога".

Ко всем этим аргументам, призванным рационализировать понятие Бога, которыми пользуется Толстой и которые были известны и до него, он прибавляет еще один, правда, весьма сомнительный. Он говорит, что человек не только не может знать, что такое Бог, но ему по этой причине не надо и хотеть этого. Зачем вообще человеку волноваться о том, что и как сказал и сделал Бог. Пусть он волнуется о том, что и как говорить и делать ему самому. "Если бы я видел даже, - пишет Толстой, - что все, что мне говорит богословие, разумно, ясно и доказано, я бы и тогда не интересовался этим. Бог делает свое дело, которое я, очевидно, никогда понять не буду в силах, а мне надо делать свое".

Бог обретает реальность в вере, в сознании жизни, в разумности жизни. Признание существования Бога, по мнению Толстого, не налагает на познающий разум никаких обязательств, кроме одного - сознания того, что в его основе находится Бог и что направленность разума задается верой. Иначе говоря, отношение к Богу приобретает предметность только в учении о жизни, в нравственном наполнении жизни. Один из основных упреков Толстого в адрес церкви состоит в том, что на место решающего для человека вопроса, связанного с существованием Бога, - как мне жить? - церковь подставила другой вопрос - отчего я живу плохо? Она тем самым осуществила подмену и, вместо того чтобы выводить познание из нравственности, пытается вывести нравственность из познания.

Между тем Бог познается только жизнью. Что значит познать Бога жизнью, жить по вере? На этот вопрос, по Толстому, дает ответ учение Иисуса из Назарета, которого он рассматривает как реформатора, учителя человечества, отвергая утверждения о том, что он является Богом. Свою позицию по данному вопросу Толстой формулирует предельно кратко: "Кто верит в Бога, для того Христос не может быть Бог". Там же. Т. 23 С. 35. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 406. Там же. С. 40. Там же. С. 29. Там же. С. 30. Там же. С. 445. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 412. Там же. Т. 35. С. 163. По классификации Л. Н. Толстого, данной в работе "Что такое религия и в чем сущность ее?" (1901-1902), извращения веры основаны на трех положениях: 1) признается существование особых людей, являющихся посредниками между людьми и Богом или богами; 2) признаются чудеса, призванные подтвердить истинность того, что говорят посредники; 3) признаются известные слова как выражающие волю Бога и являющиеся святыми (см. там же. С. 167). Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 57. Там же. С. 39. Там же. С. 90. Там же. С. 159. Там же. С. 174.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...