4. Ненасилие, непротивление злу как истина любви
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого / 4. Ненасилие, непротивление злу как истина любви
Страница 2

Таким образом, мы видим, что все основные положения толстовского учения о ненасилии получены сугубо аналитически - путем логического расчленения понятия Бога как абсолютного, бессмертного начала жизни. Толстой считает, что насилие нельзя обосновать в рамках христианского сознания, признающего, что люди являются братьями, что у них один отец - Бог. Если мы приняли тезис о том, что человек человеку - брат, что люди равны в их нравственном достоинстве, то уже не эмоциональные, моральные или какие-либо иные соображения, а одно лишь простое требование последовательности мысли требует категорического, абсолютного отказа от насилия.

Ненасилие как конечный вывод учения Толстого возвращает нас к исходному положению о том, что жизнь есть благо. Утверждать непротивление злу - значит признавать изначальную благость в качестве нравственно обязывающего принципа, определяющего отношения к другим людям. Ненасилие является ответом на конфликтную ситуацию, при которой "одни люди считают злом то, что другие считают добром, и наоборот". И ответ этот состоит в том, что человеку не следует вести себя так, будто он знает, что такое зло. Подобные мысли Толстого вызывали возражения многих крупных мыслителей, его современников.

Отсечение от человеческих верований всего, что не поддается рациональной аргументации и не укладывается в рамки индивидуально-ответственного существования, позволяет, как считает Толстой, выделить в реально существующих религиях то общее содержание, которое разделяют все люди и является для всех них спасительным. Оно состоит в следующем: а) есть Бог как начало всего; б) в каждом человеке есть частица этого начала, которое он своей жизнью может увеличивать или уменьшать; в) для его увеличения человек должен подавлять разрушительные страсти и руководствоваться любовью; г) практическим средством этого является золотое правило нравственности. В совокупности эти положения образуют то, что названо Толстым "истинной религией".

Л. Н. Толстой полагал, что различные потоки человеческих культур и цивилизаций сливаются воедино. Он пытался выявить в них общее религиозно-нравственное ядро, которое может выдержать проверку разумом и стать основой индивидуально-ответственной и осмысленной жизни. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 28. С. 190. Толстой не употреблял слова "ненасилие" (оно вошло в русский язык позже, по-видимому, через посредство европейских языков, которые в свою очередь образовали соответствующие слова путем перевода санскритского понятия "ахинса", которым пользовались Ганди и его сторонники). Он говорил о непротивлении - непротивлении злу. Тем не менее мы считаем правомерным использование современного термина "ненасилие" при анализе учения Толстого, так как он под непротивлением понимал именно отказ от насилия, от этически мотивированного применения силы. Такое словоупотребление правомерно и даже желательно еще по одной причине. Термином "ненасилие" мы сегодня обозначаем тот сегмент общественной практики, те теории и движения, которые в существенной мере сложились под влиянием Толстого как продолжение и осуществление его религиозно-нравственного учения. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 28. С. 38.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...