Большое значение для характеристики философских взглядов Челпанова имеет его работа "Введение в философию". Значение кантовской философии и особенности взглядов ее последователей он характеризует следующим образом: "В эпоху, когда господствовал материализм и шла борьба за позитивизм, кантовская теория познания оказалась самой подходящей. Можно было, разумеется, не обращать внимания на то, что Кант признавал возможным познание сверхчувственного через посредство практического разума, а заимствовать у него только доказательство невозможности познания сверхчувственного посредством теоретического разума. Вот и возникает школа неокантианцев, из которых одни принимают кантовское учение всецело, а другие - только его теорию познания".
В кантовский априоризм Челпанов ввел телеологический акцент и сформулировал созвучное со взглядами А. И. Введенского учение о постулатах как элементах, находящихся в структуре познания, но не соответствующих действительности. Их "оправдание" заключено "преимущественно в области веры". Человек должен всегда иметь возможность уяснить свои общие цели, осознать принципы мирового начала и уметь ответить на столь непростые вопросы, как: что такое душа, что такое Бог и т. п.
Говоря о восприятии русскими мыслителями идей различных школ неокантианства, нельзя не отметить, что в немецких университетах Марбурга, Бадена, Гейдельберга, Фрейбурга обучалось много русских студентов. Особой популярностью пользовался Марбург, где философской кафедрой заведовал Г. Коген. Международный философский конгресс в Гейдельберге (1908) сблизил молодых русских философов с их неокантианскими коллегами. Результатом этих философских общений стала организация "Логоса" - международного журнала по философии культуры (1910-1914). В состав русской редакции входили С. И. Гессен, Ф. А. Степун, Э. К. Метнер, Б. В. Яковенко при участии А. И. Введенского, В. И. Вернадского, И. М. Гревса, Ф. Ф. Зелинского, Б. А. Кистяковского, А. С. Лаппо-Данилевского, Н. О. Лосского, Э. Л. Радлова, П. Б. Струве, С. Л. Франка, А. А. Чупрова. Характерной особенностью русского издания журнала была не только последовательная пропаганда неокантианства, но и стремление на этой основе наметить будущие пути развития русской философской мысли.
Одним из ведущих авторов "Логоса" был Борис Валентинович Яковенко (1884-1949), среди многочисленных статей которого особенно выделялась статья "Об имманентном трансцендентализме, трансцендентальном имманентизме и дуализме вообще". "Критика чистого разума" Канта открыла, по мнению Яковенко, новую эру в развитии мировой философии, так как именно в ней впервые было сознательно сформулировано то, что до этого высказывалось в нечеткой и бессознательной форме. Фундаментальной основой качественно нового философствования стал трансцендентальный метод философии, который сумел освободить философию, с одной стороны, от прозрений мистического и интуитивистского характера, а с другой - от метафизического рационализма и эмпиризма. С помощью этого метода философия сумела также ограничить себя от других областей знания и сформулировать собственный предмет научного исследования. "Однако, проложив просеку сквозь дремучие леса докритического догматизма всех оттенков, Кант не был в силах добиться полного исхода из них: в темной подсознательной области своих философских переживаний он оставался сыном XVIII столетия, учеником Лейбница и Юма".
В своих философских ориентациях Яковенко особое предпочтение отдавал трансцендентальному идеализму Г. Когена, который, по его мнению, являясь системой чистого и абсолютного бытия, бережно хранит в себе многовековую традицию платоновской философии, переданную Лейбницем и Декартом таким представителям немецкой философии, как Кант и Гегель.
Система неокантианских воззрений воплотилась в миросозерцании Яковенко в концепцию плюралистического трансцендентализма. Поставив перед собой непростую задачу критического исследования гносеологического решения проблемы трансцендентности (т. е. того, что выходит за пределы чувственного опыта), он стремился выявить типологические особенности различных форм трансцендентального философствования: имманентного трансцендентализма как попытки сохранить трансцендентность в присущих познанию границах; трансцендентного имманентизма как гносеологического стремления вообще к устранению трансцендентности. Сделав вывод об их несостоятельности, Яковенко высказал убеждение в том, что единственно верное решение этой проблемы возможно только в рамках трансцендентального плюрализма: "Адекватное выражение Сущего во всей его сущности и во всем сущностном его существовании можно дать, стало быть, лишь в терминах трансцендентального Множественного или множественного Трансцендентального. А подлинной системой Сущего может быть потому только плюралистический трансцендентализм или трансцендентальный плюрализм".
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...