2. Кантианство и неокантианство
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 2. Кантианство и неокантианство
Страница 5

Русское неокантианство, возросшее на почве немецкого (хотя в определенной мере в России были популярны также идеи французского неокантианца Ш. Ренувье), в своих основных проявлениях всегда стремилось к самостоятельности, к выявлению в соответствии с особенностями национального философствования нравственно-онтологических основ жизни. При этом разнообразие форм русского неокантианства дополнялось многообразием философских позиций и гносеологических оттенков теоретических построений его приверженцев.

Значительное влияние на взгляды русских-неокантианцев оказало такое крупное культурно-идеологическое явление в России начала века, как "религиозно-философский ренессанс". Первоначальный интерес к философcким проблемам "чистого" неокантианства, интерес к методологии и гносеологии постепенно уступал место интересу к онтологическим проблемам сущего, к мировоззренческому пониманию "жизни", к мистическим откровениям человеческого и божественного сознания. Общая направленность этого смещения философских ориентации относилась и к "плюралистическому трансцендентализму" Б. В. Яковенко, и к "метафизическому мистицизму" С. И. Гессена, и к "философии абсолютного" Ф. А. Степуна. Наиболее верным последователем неокантианской философии остался Яковенко. Философские интересы Гессена сместились в область философии права с отходом от неокантианского обоснования принципов философских и юридических воззрений. Степун также отошел от неокантианской философии в область религиозно-мистического философствования, построенного на сопряжении немецкого романтизма с религиозными идеалами русского славянофильства.

Увлечение неокантианской философией было промежуточным этапом в эволюции философских воззрений русских сотрудников "Логоса" периода 1910-1914 гг., но этапом, философски содержательным и важным, составившим одну из интересных страниц русского неокантианства начала XX в. Лопатин Л. М Философские характеристики и речи. М., 1995. С. 57. Булгаков С. Н. Трагедия философии // Соч. М., 1993. Т. 1.С. 334. Сотонин К. Словарь терминов Канта. Казань, 1913. Введенский А. И. Философские очерки. Прага, 1924. С. 209. Челпанов Г. И. Введение в философию. М., 1912. С. 272. Логос. 1910. № 1. С. 252. Логос. 1912-1913. № 1-2. С. 182. Предисловие С. И. Гессена к кн.: Риккерт Г Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911. С. 28. Логос. 1910. № 1. С. 131. Логос. 1913. № 3-4. С. 72-73. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956. С. 150-151.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...