В Средние века гностическая традиция ярко проявилась в массовых еретических движениях (особенно в движениях катаров и амальрикан), однако и в последующие эпохи эта традиция оказывала очень большое влияние на культуру Европы. В рамках истории философской мысли особенно большое значение имело ее преломление в немецкой мистической философии позднего Средневековья и Возрождения, наиболее известными представителями которой были Мейстер (Иоганн) Экхарт, Николай Кузанский, Себастьян Франк и Якоб Бёме.
Напомним, что христианский мистицизм, подобно гностицизму, придавал гораздо большее значение человеческой личности, чем это было характерно для традиционного церковного христианства (католицизма), здесь намечались контуры своеобразного антропоцентризма, подобного антропоцентризму гностических ересей. Мистик не удовлетворялся той формой отношения к Богу, которая контролируется церковью и может быть осуществлена только через ряд посредников, от простого священника до папы римского; он жаждал непосредственного и полного слияния с Богом, то есть не признавал абсолютной разнородности бытия человека и бытия Бога. В немецкой философии XIV-XVII вв. очевидное влияние полуеретического христианского мистицизма соединилось с неявным восприятием гностических ересей; соединение этих двух традиций, одинаково оппозиционных основной (схоластической) линии развития христианской философии, имело результатом рождение совершенно новой, гностика-мистической философской традиции. Именно через нее гностическая парадигма естественно вошла в философию Нового времени и, в конечном счете, обусловила появление систем Фихте, Шеллинга и Гегеля, представляющих собой высшую точку развития новоевропейской философии. Причем на этом плодотворное развитие гностико-мистической традиции в европейской (особенно в немецкой) философии не закончилось. В еще более откровенной форме, чем у предшествующих мыслителей, она проявилась в воззрениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а затем опосредованно повлияла на формирование самой оригинальной метафизической концепции XX в. - "фундаментальной онтологии" М. Хайдеггера.
В движении масонов, которое зародилось в Англии в самом конце XVII в. и быстро распространилось по всей Европе, также можно видеть опосредованное преломление гностико-мистической традиции, при этом в учениях масонских сообществ на первый план вышла "практическая" сторона гностического мировоззрения - убеждение в способности людей, обладающих сокровенным знанием, оказывать радикальное воздействие на положение дел в обществе и даже на все мироздание. Вся многозначная и загадочная символика масонских текстов и сложные обряды посвящения в члены масонских лож были необходимы для того, чтобы закрыть "недостойным" дорогу к тому могущественному знанию, дающему власть над людьми и природой, которым якобы обладали эти ложи. Важно отметить, что движение масонов активно взаимодействовало с немецкой мистикой и вобрало в себя ее философские идеи; особенно большое влияние на масонов оказали сочинения Я.Бёме, вошедшие в основной "канон" масонской литературы.
В предыдущей главе уже говорилось о том, что гностическое мировоззрение оказалось очень созвучным русскому духовному характеру. Это, в частности, объясняет чрезвычайную распространенность гностических ересей в средневековой Руси. Однако гораздо более важным свидетельством в пользу такого "созвучия" является то, что гностические и мистические элементы можно обнаружить и в самом русском православии. Достаточно вспомнить, что в восточном христианстве мистический элемент всегда был выражен гораздо сильнее, чем в западном.
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...