Масоны и гностико-мистическая традиция в русской философии
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Рождение философии в России (ХVIII век) / Масоны и гностико-мистическая традиция в русской философии
Страница 3

Распространение исихазма в XV-XVI вв. привело к дополнительному усилению мистической составляющей в русском православии. И хотя победа иосифлян над "нестяжателями" не позволила мистической традиции стать господствующей в церковном, официальном православии, она постоянно имела большое число сторонников и пользовалась неизменным уважением у верующих. XVIII в. стал периодом нового мощного подъема этой тенденции, в первую очередь в монашеских кругах, хранивших заветы Нила Сорского. Особенно большую роль в этом процессе сыграли .Тихон Задонский, причисленный православной церковью после смерти к лику святых, и Паисий Величковский. Последний долгое время жил в афонском монастыре и своей научной, переводческой и проповеднической деятельностью активно способствовал возрождению исихастской, мистической традиции и связанного с ней монашеского движения старчества, центром которого позже стала знаменитая Оптина пустынь. Это течение в русском православии отражало неудовлетворенность определенных кругов духовенства, да и широких масс верующих, той ролью, которая была отведена церкви в Российском государстве после реформ Петра I. Здесь выявилась наиболее глубокая и плодотворная духовная составляющая церковного православия, и не случайно в своем становлении и развитии русская философская мысль часто обращалась именно к этому источнику православной духовности. Кровельные сэндвич панели 120 мм - купить сэндвич панели 120 sehndvichpanelicena.ru.

В XVIII в. влияние гностико-мистической традиции на русское общественное сознание становится особенно интенсивным и плодотворным, и главным проводником этого влияния является масонское движение. Хотя собственные достижения масонов в области философского творчества были более чем скромными, их движение необходимо рассматривать как важнейший фактор философского "образования" России, поскольку именно через него русская культура непосредственно восприняла философские идеи, в наибольшей степени соответствующие ее невысказанным устремлениям. В качестве примера той колоссальной работы по освоению философского наследия Запада, которую проделали масоны, можно привести характерный факт: в масонских кругах к концу XVIII в. было переведено несколько десятков сочинений Я. Бёме - практически все его наследие. Благодаря масонам основные сочинения представителей философского мистицизма (понимаемого в самом широком смысле - от Платона и Августина до английского мистика Дж. Пордеджа) стали широко известными в России. Это и стало предпосылкой для возникновения самостоятельной философской мысли в начале XIX в.

Хотя расцвет масонства в России продолжался относительно недолго - в 1822 г. Александр I запретил масонские сообщества, увидев в них источник смуты, - к тому времени они выполнили свою роль, сформировав определенные стереотипы философствования, которые в дальнейшем постоянно использовались русскими мыслителями для постановки и решения ключевых философских проблем. Как мы увидим ниже, в начале XIX в. именно под влиянием масонов и у поздних приверженцев этого движения возникает интерес к идеям Шеллинга и Гегеля. Проницательно увидев в системах немецких философов систему представлений, которая была созвучна их исканиям, русские мыслители этой эпохи дали свое собственное оригинальное прочтение гности-ко-мистической традиции. По существу, всю русскую философию XIX- начала XX века, периода ее наиболее плодотворного развития, можно рассматривать в качестве своеобразной версии гностического мировоззрения, приспособленного для решения тех проблем, которые встали перед человеком в новую историческую эпоху. Наличие гностических элементов достаточно очевидно уже у первых самостоятельных русских мыслителей - у П.Чаадаева и В.Одоевского. В еще более явной форме гностические влияния проявились в мировоззрении Ф.Достоевского и у развивавших его новаторскую концепцию человека философов XX в. - в первую очередь, у Н. Бердяева и Л. Карсавина.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...