На самом деле по основным принципам своего философского мировоззрения Ницше оказывается таким же антиподом Леонтьева, как и Достоевский. В ключевой проблеме соотношения Бога и человека Достоевский и Ницше в равной степени полагают более важным человека, в то время как Леонтьев абсолютно принижает человека перед Богом. И в этом он оказывается ближе к Л. Толстому, который, хотя и разошелся с догматической религией и традиционной церковью, но отрицал (в поздних сочинениях) абсолютное значение отдельной личности, выражающееся в ее творческой деятельности в мире. Несмотря на множество частных расхождений, Леонтьев и Толстой в своих философских представлениях в равной степени дали радикальное выражение той имперсоналистической, "анти-личностной" тенденции в развитии русской философии, исток которой обнаружился у Чаадаева и первых славянофилов и которая противостояла главной линии развития, особенно ясно проявившейся в творчестве Достоевского. Позже, уже в XX в., последнюю попытку построить связное философское мировоззрение на основе такого же точно "умаления" значения личности по отношению к Богу и церкви предпринял П. Флоренский. И очевидная неудача этой попытки дала окончательное доказательство бесперспективности этого пути развития.
Однако, подчеркивая негативные моменты в системе взглядов Леонтьева, нельзя забывать об определенном положительном воздействии, которое его труды оказали на молодое поколение русских философов. Наперекор общей тенденции к позитивистскому упрощению всех проблем, к прагматическому "снижению" смысла философских построений, Леонтьев неизменно апеллировал к глубокому духовному, мистическому смыслу жизни и культуры. Демократической простоте материального прогресса он противопоставлял иерархическую сложность вечного духовного бытия, в котором и заключено главное для человека. Взаимосвязь человеческой личности с этим бытием и стала важнейшей темой для философов нового поколения.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...