На самом деле по основным принципам своего философского мировоззрения Ницше оказывается таким же антиподом Леонтьева, как и Достоевский. В ключевой проблеме соотношения Бога и человека Достоевский и Ницше в равной степени полагают более важным человека, в то время как Леонтьев абсолютно принижает человека перед Богом. И в этом он оказывается ближе к Л. Толстому, который, хотя и разошелся с догматической религией и традиционной церковью, но отрицал (в поздних сочинениях) абсолютное значение отдельной личности, выражающееся в ее творческой деятельности в мире. Несмотря на множество частных расхождений, Леонтьев и Толстой в своих философских представлениях в равной степени дали радикальное выражение той имперсоналистической, "анти-личностной" тенденции в развитии русской философии, исток которой обнаружился у Чаадаева и первых славянофилов и которая противостояла главной линии развития, особенно ясно проявившейся в творчестве Достоевского. Позже, уже в XX в., последнюю попытку построить связное философское мировоззрение на основе такого же точно "умаления" значения личности по отношению к Богу и церкви предпринял П. Флоренский. И очевидная неудача этой попытки дала окончательное доказательство бесперспективности этого пути развития.
Однако, подчеркивая негативные моменты в системе взглядов Леонтьева, нельзя забывать об определенном положительном воздействии, которое его труды оказали на молодое поколение русских философов. Наперекор общей тенденции к позитивистскому упрощению всех проблем, к прагматическому "снижению" смысла философских построений, Леонтьев неизменно апеллировал к глубокому духовному, мистическому смыслу жизни и культуры. Демократической простоте материального прогресса он противопоставлял иерархическую сложность вечного духовного бытия, в котором и заключено главное для человека. Взаимосвязь человеческой личности с этим бытием и стала важнейшей темой для философов нового поколения.
Смотрите также
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Две особенности русского марксизма
...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...