Значительную и важную часть философской системы Соловьева составляет его историческая концепция, концепция развития природы и человеческого общества. Через нее метафизическая концепция "отпадения" мира от идеального всеединства и его постепенного возвращения к состоянию всеединства получает эмпирическое подтверждение.
Сверхвременной акт "распадения" всеединства, произошедший в результате "неправильной" реализации отдельными метафизическими существами, составляющими Абсолют-всеединство, своей свободы, приводит к появлению эмпирического мира, причем в исходной точке своего существования мир, по Соловьеву, почти полностью утрачивает качество единства и приближается к состоянию полного хаоса. Его дальнейшее развитие связано с постепенным восстановлением единства элементов бытия. "Двигателем" этого процесса является все та же София, душа мира, которая после "падения" мира находится в нем как скрытая сила, проявляющаяся сначала в виде тяготения, формирующего космические объекты (звездная, или астральная, эпоха развития мироздания), затем в виде теплоты, света, электричества, магнетизма и химизма, в своем совместном действии производящих гармонических систем тел, подобных нашей Солнечной системе (солярная эпоха), наконец, в виде витальных сил, формирующих на нашей земле органическую жизнь (органическая эпоха).
Такое представление об эволюции природы от хаоса ко все большей целостности и единству позволяет Соловьеву дать естественное объяснение возможности эстетической оценки природы, оценки с точки зрения категории красоты. Красота в природе является характеристикой, задающей объективное превосходство одних природных вещей и явлений над другими. Исходное определение красоты, даваемое Соловьевым, не кажется оригинальным, он определяет ее как "преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала". Называя указанное начало идеей, он чрезвычайно сближает свою теорию с учением о красоте у Платона. Однако при этом саму "идею" он понимает не как реально существующее и обособленное идеальное бытие, а как динамическую причастность частных и единичных объектов абсолютному единству целого. "Частное бытие идеально или достойно, лишь поскольку оно не отрицает всеобщего, а дает ему место в себе, и точно так же общее идеально или достойно в той мере, в какой оно дает в себе место частному. Отсюда легко вывести следующее формальное определение идеи или достойного вида бытия. Она есть полная свобода составных частей в совершенном единстве целого". В связи с этим предыдущее определение красоты как "воплощения идеи" можно переформулировать таким образом: красота - это все более полная причастность раздробленного материального мира (и каждого его объекта) к абсолютному всеединству, выступающему конечной целью всего мирового развития. В результате Соловьев дает естественное метафизическое обоснование тезису Достоевского "красота спасет мир"; этот тезис означает, что только через расширение сферы красоты мир приближается к своему идеальному состоянию, и при этом реализуется цель всего космологического и исторического процесса.
Обозначенные выше три эпохи космогонического процесса являются только вступлением к самому главному этапу восстановления всеединства в бытии, который связан с появлением сознания и человеческого общества. Именно человек оказывается тем элементом, вокруг которого происходит "кристаллизация" всеединства, прочное связывание мира во всеединое целое. В этом смысле история человека, совершенствование человеческого общества является наиболее важным процессом и привлекает наибольшее внимание Соловьева в его попытках доказать, что мироздание идет к утраченному когда-то идеальному состоянию. Но прежде чем переходить к описанию этого процесса, отметим, что в концепции трех эпох космологического развития вселенной в очередной раз проявляется самое характерное противоречие философии Соловьева. С одной стороны, Соловьев во всех своих трудах подчеркивает, что София есть совокупное человечество; но, с другой стороны, в "Чтениях о Богочеловечестве" он утверждает, что София существует в мире до возникновения человека, в виде природных сил. В описании космологического процесса проявилось увлечение Соловьевым эволюционной теорией, которую он считал одним из важных научных достижений XIX в. Однако совершенно очевидно, что этот элемент соловьевской системы никаким образом не может быть согласован с ее главным принципом, о котором говорилось выше, - с принципом абсолютности человеческой личности. Последовательное проведение этого принципа требует, чтобы все развитие природы было понято только как момент в истории самого человека (позже эту идею ясно выразил Н.Бердяев; см. главу И). Соловьев же настолько увлекается изложением естественнонаучных идей в этом разделе своей системы, что незаметно переходит на позицию наивного материализма, который противоречиво сочетается с элементами софийной мистики.
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...