В конечном счете представление о космологическом процессе, протекающем до возникновения человека, остается в работах Соловьева не слишком важным фрагментом; все свое внимание он обращает на ту эпоху в развитии мироздания, когда в нем появляется человек. Рассматривая человеческое общество, Соловьев находит в нем действие трех главных сил, которые определяют всю его историю. "Первая стремится подчинить человечество во всех сферах и на всех ступенях его жизни одному верховному началу, в его исключительном единстве стремится смешать и слить все многообразие частных форм, подавить самостоятельность лица, свободу личной жизни . вместе с этой силой действует другая, прямо противоположная; она стремится разбить твердыню мертвого единства, дать везде свободу частным формам жизни, свободу лицу и его деятельности . Всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи - вот крайнее выражение этой силы". Эти две силы, одна - унифицирующая, сводящая человеческое общество к насильственному и однородному единству, и вторая - дифференцирующая общество на независимые и конкурирующие элементы, являются, по выражению Соловьева, отрицательными силами. Если бы в обществе действовали только они, развитие было бы невозможно, и общество либо застыло в мертвом единстве, либо распалось на враждующие элементы и погибло бы. Поэтому существует третья сила: она синтезирует две первых и в своем действии реализует органическое единство элементов без подавления их индивидуальности и самобытности.
Три эти силы постоянно взаимодействуют в истории, причем разные этапы развития общества связаны с господством одной из них. Самый древний период связан с полным преобладанием первой силы; общество выступает монолитным и цельным, но эта цельность носит негативный характер, поскольку содержание важнейших элементов, составляющих общество, совершенно не развито. Для того чтобы это развитие началось и было плодотворным, необходимо, чтобы произошло разделение элементов - вплоть до эмпирической личности, которая в своей отдельности должна раскрыть полноту своей индивидуальной свободы. Этот процесс составляет содержание второго периода развития, он протекал в европейской культуре от Средних веков до XIX в. И только затем на первый план выходит третья сила и постепенно становится господствующей; итогом этого последнего этапа и должно стать возникновение идеального общества, после чего история должна прекратиться, поскольку достигнута окончательная цель развития.
Чтобы понять, как Соловьев мыслит идеальное общество, важно отметить, что принцип разделенности, действующий в обществе и составляющий суть его несовершенства, имеет два существенно различных аспекта, связанных соответственно с тем, что общество состоит из отдельных личностей, противостоящих друг другу, и с тем, что в процессе развития в обществе выделяются и обособляются отдельные сферы его жизнедеятельности. Как мы увидим в дальнейшем, именно первый аспект должен быть признан наиболее влиятельным источником несовершенства общественной жизни, однако Соловьев обращает свое внимание почти исключительно на второй.
Соловьев выделяет три слагаемых общественной жизни, которые соответствуют трем способностям человеческого сознания - воле, мышлению и чувству, - сферу общественного союза, сферу знания и сферу творчества. Каждую из этих сфер он затем подразделяет на три составляющие в соответствии с их ориентацией на внешнюю, материальную природу, на формальное совершенство соответствующей сферы или на выражение отношений человека с Абсолютом. В сфере общественного союза (иногда Соловьев называет ее сферой практической деятельности) это приводит к выделению экономического общества, политического общества и духовного (или священного) общества (церкви). В сфере знания это дает положительную науку, философию и теологию. Наконец, в сфере творчества тремя составляющими являются техническое художество, изящное художество и мистика (творческое, чувственное восприятие человеком высшего начала).
Явно подгоняя историю человеческого общества под свою конструкцию, которая выглядит очень искусственной, Соловьев утверждает, что первоначальное состояние общества характеризовалось слитностью всех указанных элементов при том, что все они пребывали в неразвитом состоянии и не обнаруживали еще всю полноту своего содержания. На втором этапе происходит их обособление и реализация их внутренних потенций. Только после этого появляется возможность нового синтеза, но уже основанного на свободном и органичном соединении-слиянии самостоятельных сфер; результатом такого слияния должно стать рождение идеальных, или цельных, форм общественной жизни: сферы цельной общественной практики - свободной теократии, сферы цельного знания - свободной теософии и сферы цельного творчества - свободной теургии, которые, в свою очередь, слившись вместе, приведут общество к состоянию цельного общества. Совершенно очевидно, что эта концепция представляет собой детальную разработку известной идеи славянофилов о том, что совершенное общество может возникнуть только в результате восстановления цельности человеческого духа и человеческой культуры, точно так же как в ней есть и отзвуки славянофильской критики западной цивилизации. Правда, Соловьев доказывает, что состояние разделенности всех начал общественной жизни, осуществившееся в истории Западной Европы, было совершенно необходимо для того, чтобы сами эти начала полностью раскрыли себя, однако, как и славянофилы, он приходит к заключению, что осуществление последней стадии развития человеческого общества должно стать исторической миссией особого народа, избавленного в своем развитии от господства односторонних начал и поэтому способного осуществить органический синтез всех сфер общественной жизни. Конечно же, и у Соловьева этим особым народом оказывается русский народ.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...