Не признавая науку в качестве движущей силы преображения материи и "снятия" онтологической разделенности людей, Соловьев отвергает единственный способ "естественного", всецело согласованного со здравым смыслом обоснования перехода общества в состояние абсолютного всеединства. Он предпочитает говорить об этом переходе как о мистическом процессе, не имеющем аналогов в нашем обыденном бытии, и не дает более точных указаний на то, когда и каким путем произойдет "пополнение" вселенского тела, превращение несовершенной, "атомизированной" материи в Богоматерию. Но тем самым он превращает это убеждение в веру, не имеющую ни ясного философского обоснования, ни эмпирических подтверждений своей правоты. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что в поздних "Трех разговорах" у Соловьева появляются сомнения в возможности окончательной победы над злом и, значит, в возможности достижения окончательного всеединого состояния человеческого общества и всего мира. Человеческая история дает мало оптимизма для веры в такую возможность.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...