5. Г. С. Сковорода: жизнь и учение
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 5. Г. С. Сковорода: жизнь и учение
Страница 1

Ревнитель истины, духовный богочтец, И словом, и умом, и жизнию мудрец; Любитель простоты и от сует свободы. Без лести друг прямой, доволен всем всегда, Достиг на верх наук, познавши дух природы, Достойный для сердец пример, Сковорода.

Такими виршами почтил память своего старшего друга и учителя М. И. Ковалинский (Коваленский), завершая написанную в назидание потомкам "Жизнь Григория Сковороды" - наиболее полный и достоверный источник сведений об украинском мыслителе.

Оставшийся в народной памяти "старец", бессребреник, нищий и бездомный странник, "любитель священной Библии", Григорий Саввич Сковорода (1722 - 1794) был одним из образованнейших людей своего времени. Гонимый недоброжелателями и клеветниками, не желавший ни "ловчить", ни "прислуживаться", он всегда находил возможность реализовать свою "внутреннюю" свободу вовне и отстоять собственное достоинство перед сильными "мира сего" - "мира", ловившего его клейкими тенетами страстей и соблазнительных компромиссов. Поэт, песни которого еще долгое время после его смерти пели соотечественники; педагог, чьи ученики, друзья и знакомые собрали в 1803 г. большую часть средств для основания Харьковского университета; принципиальный космополит, "гражданин мира", любивший "мать Малороссию и тетку Украину"; мудрец и мистик, неустанно ведущий в сердце "духовную брань", взыскующий "града невидимого", "горнего Иерусалима", с мучительной остротой переживающий трагическую двойственность бытия:

Мир сей являет вид благолепный, Но в нем таится червь неусыпный . Горе тебе, мир! Смех вне являешь, Внутрь же душою тайно рыдаешь .

Образ Сковороды очень рано становится объектом мифологизации, что заметно уже в воспоминаниях Ковалинского. На протяжении XIX - к началу XX в. складывается один из самых известных сюжетов "мифа" о Сковороде: первый отечественный философ, зачинатель национальной философской традиции. Рассказывают, что В. С. Соловьев читал друзьям "Краткую повесть об Антихристе", сидя под портретом своего "духовного предка" - Сковороды. "В лице Сковороды происходит рождение философского разума в России; и в этом первом же лепете звучат новые, незнакомые новой Европе ноты, объявляется определенная вражда рационализму, закладываются основы совершенно иного самоопределения философского разума", - писал, разрабатывая свою концепцию русской философии, В. Ф. Эрн. Многозначительным упоминанием украинского мудреца завершает свой роман "Петербург" Андрей Белый.

Сковороду называли харьковским Диогеном, "нашим" Пифагором и Ксенофаном, степным Ломоносовым и т. п. В советское время его выдавали за материалиста и атеиста. Некоторые представители украинской эмиграции писали о Сковороде как о создателе "украинской национальной идеи". Сейчас иные горячие головы сравнивают его с Кьеркегором, Хайдеггером, Поппером и даже с Буддой и Магометом. Впрочем, всегда находились и те, кто наотрез отказывался признавать в Сковороде философа, видя в нем лишь странствующего глашатая тривиальных моральных постулатов, полуеретика, полусектанта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...