Было бы неправильным усматривать в Сковороде "философа без системы". Цельность его натуры, его жизнь как опыт свободного построения своего бытия проявились и в цельности его мышления - мышления поэта и философа эпохи позднего барокко. Центральные моменты метафизики Сковороды и формы ее выражения (персоналистически истолкованный платонизм, доктрины "безначальной истины" и Софии-Премудрости Божией, библейская герменевтика, диалогические жанровые структуры) являют собой своеобразное "барочное" единство, основанное на оригинальном осмыслении идей, тем и образов предшествующих эпох европейской культуры. В учении Сковороды вполне отчетливо представлены следующие традиционные аспекты: теология - учение о сверхсущем Едином, Божестве в его эманации (переходе к низшим ступеням), неоплатоническая интерпретация христианской тринитарной доктрины в форме учения о "трех мирах", теодицея; онтология - платонизированное учение о "двух натурах" и "трех мирах" как парадигма диалектики сверхсущего, сущего и не-сущего; гносеология - обретение истины на пути "эротического" восхождения к "первоистоку" (архе), герменевтическая природа процесса познания ноуменального (глубинного) уровня вещей, самопознание, онтологическое понимание истины; антропология - "внутренний человек" как отрасль божественного Логоса, взаимоотражения микро- и макрокосма в связи с проблемой "теосиса" (обожения), человек как сущность, владеющая бытием-для-себя; этика - персоналистическое подражание "идее" человека, "неравное всем равенство", "сродность", самодостаточность, аскеза; эстетика - "прекрасное" - "идеи" вещей в умопостигаемом свете Единого, "безобразное" - небытие (меон), результат утраты "идеями" ("эйдосами") своей самотождественности, творчество как созидательная работа над становлением вещей на пути приведения небытия к бытию.
Вся эта проблематика тесно связана с философской мыслью античности, средних веков, Ренессанса и барокко, представленной именами Платона, Плотина, Эпикура, Плутарха, Лукиана, Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Эразма Роттердамского, Мануила Козачинского, Димитрия Ростовского, Паисия Величковского и др.
Центральное место в философии Сковороды занимает учение о "трех мирах" (макрокосм - "мир обительный", вселенная; микрокосм - социум и человек; мир символов) и "двух натурах". "Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры нерукотворенные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие. В великом и в малом мире вещественный вид дает знать об утаенных под ним формах, или вечных образах. Такое же и в символичном, или библейном, мире, собрание тварей составляет материю. Но Божие естество, куда знамением своим ведет тварь, есть форма. Ибо и в сем мире есть материя и форма, сиречь плоть и дух, стень и истина, смерть и жизнь". Обе "натуры" ("видимая" - материя и "невидимая" - форма) вечны, и диалектика их взаимодействия проявляется в виде постоянного акта "творения из ничего" - бесконечного процесса становления вещей. В сиянии сверхсущего Блага предстают "идеи" как предвечные парадигмы вещей, первичные порождающие модели, причащаясь которым материя (небытие) обретает бытийный статус (так солнце, освещая дерево, является причиною появления его тени, которая "находится обезьяною, подражающею во всем своей госпоже натуре").
Смотрите также
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...