В самопознании человек открывает, что его сущность не исчерпывается одной интеллектуалистичной стороной. Существо человека в его сердце, в его воле. Отсюда достаточно критическое отношение Сковороды к отвлеченному, уводящему от самопознания и изменения своего бытийного статуса знанию. " .Мы в посторонних околичностях чересчур любопытны, рачительны и проницательны: измерили море, землю, воздух и небеса и обеспокоили брюхо земное ради металлов, размежевали планеты, доискались в Луне гор, рек и городов, нашли закомплетных миров неисчетное множество, строим непонятные машины, засыпаем бездны, возвращаем и привлекаем стремления водные, что денно новые опыты и дикие изобретения. Боже мой, чего не умеем, чего мы не можем! Но то горе, что при всем том кажется, что чего-то великого недостает". Оторванная от жизни духа наука не имеет смысла. Человек познает не для того, чтобы отвлеченно знать, а для того, чтобы истинно быть, возрастать в истине, изменять привычные параметры своего существования в направлении ее божественной полноты.
Сковорода не имел серьезно философствующих учеников и не создал школы. Однако многие из его идей и образов - прямо или опосредствованно - получили разработку в сочинениях позднейших отечественных мыслителей и писателей (П. Д. Юркевич, Н. В. Гоголь, А. Белый, В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.). Ковалинский М. И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 414. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 145. Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912. С. 333. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т., Т. 2, С. 375 Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 151. Сковорода Г. С. Соч., В 2 т. Т. 1. С. 301. Там же. С. 334. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 303. Там же. Т. 1 С. 439. Там же. Т. 2 С. 61 Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. С. 253. Сковорода Г. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 326 - 327.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...