Вернемся к анализу структуры пространственно-временного мира. Каждое материальное явление в нем порождено действием какого-то субстанциального деятеля. Однако Лосский, в отличие от Лопатина, не считает, что последний полностью имманентен своим пространственно-временным проявлениям, он признает, что существует некоторое "внутреннее" осознание деятелем своих собственных действий, не совпадающее с их "мировой" формой, примером чего выступает восприятие человеком своих собственных состояний и волевых интенций. Это осознание осуществляется во времени, но лишено пространственного определения, поэтому оно не попадает ни в сферу материального, ни в сферу идеального бытия - это сфера психического. Психические явления и процессы выступают своего рода "внутренними" коррелятами материальных процессов, причем материальное выступает как та сторона деятельности субстанции, в которой в максимальной степени выявляется момент противоборства и вражды, а в психическом двойнике соответствующих явлений в большей степени присутствует единство и цельность. Впрочем, и психическая деятельность подчинена целям самоутверждения отдельной субстанции, а не ее органического слияния с другими субстанциями и с Богом, поэтому психическое резко отличается от идеального (духовного) в субстанциальном деятеле. Введение совокупности психических явлений в качестве особой сферы бытия заставляет Лосского уточнить свою интуитивистскую концепцию; он говорит об особой интуиции, заключающейся в непосредственном усмотрении психической жизни другой личности, а также о связанной с этим возможности непосредственного влияния на другие личности или субстанциальные деятели (телепатия, гипноз, магическое воздействие на расстоянии и т. п.).
В итоге "царство вражды", рассматриваемое как единство феноменального мира и мира "падших" субстанций, Лосский называет душевно-материальным царством. "Психическая деятельность, сочетаясь с материальными процессами, придает им смысл, направляя их к цели усложнения жизни индивидуума; иными словами, она сообщает им характер одушевленности. Ввиду этого можно сказать, что психические и связанные с ними материальные процессы образуют целое, в котором есть душевная и телесная сторона. Душевная сторона есть внутренняя жизнь субстанциального деятеля, находящегося в царстве вражды, а телесная сторона есть внешняя деятельность его. Внутренняя жизнь протекает во времени, а внешняя деятельность осуществляется во времени и пространстве". Сфера психических деятельностей субстанции может быть названа ее душою, а соответствующие этим деятельностям материальные процессы - ее телом.
Теперь мы должны затронуть еще одну, наиболее спорную составляющую концепции Лосского, в которой он развивает представления об "иерархии" субстанциальных деятелей и об образовании ими относительных органических единств. Прежде всего Лосский признает (повторяя известное учение Лейбница), что субстанциальные деятели, из которых складывается "царство вражды", отличаются между собой по степени развитости своего сознания. В силу обозначенной выше методологии, предполагающей "взаимодополнительность" физического и метафизического мира, он предполагает, что каждый субстанциальный деятель, на какой бы ступени развития он ни находился, обладает своим собственным телом и, значит, может быть "опознан" по своим проявлениям в материальном мире. Любая материальная целостность, любой объект, демонстрирующий устойчивость и динамическое единство своих проявлений, должен быть понят как тело какого-то деятеля. В результате Лосский обнаруживает проявление субстанциального деятеля и в любом живом организме, даже в любой живой клетке, и в любом целостном объекте неживой природы, вплоть до отдельного атома и электрона. Взаимосвязи между обособленными материальными объектами, а тем более очевидные формы их органического единства также должны быть поняты как материальные проявления соответствующих взаимосвязей и объединений субстанциальных деятелей. Так, уже атом, являясь соединением протонов, нейтронов и электронов, выступает в качестве материального двойника соответствующего единства элементарных деятелей; тем более, тело человека, объединяющее в себе множество относительно независимых органов и мириады клеток, свидетельствует о том, что субстанция личности является центром обширного единства, в которое входит огромное число более простых субстанциальных деятелей. При этом, по мнению Лосского, во втором случае, в единстве, обеспечиваемом живой человеческой личностью, мы имеем более полное и адекватное соответствие структуры мира субстанций и мира пространственно-временных явлений, поэтому именно этот случай должен служить моделью для объяснения любой формы единства, например, единства частиц в атоме, а не наоборот. Лосский полагает, что развитие естествознания неизбежно приведет к изменению описания физических объектов, в том смысле, что оно будет приближено к описанию органических единств - биологических и социальных. Этот новый подход к описанию физических явлений Лосский называет динамическим атомизмом (его прообраз также можно найти в философской концепции Лейбница).
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...