Философская система Лосского выделяется среди близких ей концепций и систем русской философии тем, что в ней была наиболее последовательно реализована та самая парадигма христианского платонизма, о которой говорилось в разделе 2.2 и которая постоянно противостояла в истории гностико-мистической парадигме. В чем заключается смысл этого противостояния и к чему ведет каждая из этих парадигм, мы уже видели на примере философских воззрений Вл. Соловьева, который так и не смог сделать окончательный выбор между ними. Лосский в отличие от Соловьева неуклонно следовал первой из них. Через все его труды проходит неизменное убеждение в метафизической завершенности бытия и онтологическом предсуществовании совершенного, идеального мира, по отношению к которому наш мир выступает некоторой несовершенной "копией". Отсюда следует вывод, характерный для всех версий "платонизма" (понимаемого в широком смысле): человеческое творчество есть нечто вторичное и несущественное в метафизической структуре реальности, оно не способно внести каких-либо новшеств в бытие, его значение ограничивается только исправлением отдельных недостатков "низшего", несовершенного мира. Хотя Лосский постоянно подчеркивает, что в его персоналистской метафизике отдельная индивидуальность имеет абсолютное значение, этот тезис существенно дискредитируется тем, что при этом не признается творческая роль личности в бытии. Особенно наглядно этот недостаток персонализма Лосского выступает при его сравнении с персонализмом Н. Бердяева, которые развивал противоположную, гностико-мистическую мировоззренческую парадигму.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...