Философская система Лосского выделяется среди близких ей концепций и систем русской философии тем, что в ней была наиболее последовательно реализована та самая парадигма христианского платонизма, о которой говорилось в разделе 2.2 и которая постоянно противостояла в истории гностико-мистической парадигме. В чем заключается смысл этого противостояния и к чему ведет каждая из этих парадигм, мы уже видели на примере философских воззрений Вл. Соловьева, который так и не смог сделать окончательный выбор между ними. Лосский в отличие от Соловьева неуклонно следовал первой из них. Через все его труды проходит неизменное убеждение в метафизической завершенности бытия и онтологическом предсуществовании совершенного, идеального мира, по отношению к которому наш мир выступает некоторой несовершенной "копией". Отсюда следует вывод, характерный для всех версий "платонизма" (понимаемого в широком смысле): человеческое творчество есть нечто вторичное и несущественное в метафизической структуре реальности, оно не способно внести каких-либо новшеств в бытие, его значение ограничивается только исправлением отдельных недостатков "низшего", несовершенного мира. Хотя Лосский постоянно подчеркивает, что в его персоналистской метафизике отдельная индивидуальность имеет абсолютное значение, этот тезис существенно дискредитируется тем, что при этом не признается творческая роль личности в бытии. Особенно наглядно этот недостаток персонализма Лосского выступает при его сравнении с персонализмом Н. Бердяева, которые развивал противоположную, гностико-мистическую мировоззренческую парадигму.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...