Наконец, все вместе субстанциальные деятели, составляющие "царство вражды", также объединены в относительную органическую цельность (отличающуюся, конечно же, от абсолютной цельности всех субстанций, обеспечиваемой Богом), она подчинена Высшей, или Мировой, субстанции. Эта Мировая субстанция может рассматриваться как связующее звено между "царством вражды" и Царством Божиим; она отличается от всех субстанций, подчиненных ей и объединяемых ею, тем, что не имеет тела. Казалось бы, Мировую субстанцию естественно рассматривать как Мировую Душу, а весь материальный мир - как ее тело. Однако Лосский категорически возражает против такой интерпретации. В его понимании тело и телесность есть свидетельства того, что действию субстанции противостоит другое действие (ее собственное или другой субстанции). Но Мировая субстанция, возвышаясь над "царством вражды", не имеет ничего, что вступало бы с ней в противоборствующую противоположность, поэтому она не связана с пространственно-временнóй телесностью мира, а, скорее, олицетворяет его взаимопроницаемость, связность, цельность.
Подобно Лейбницу, утверждавшему, что все монады находятся "на пути прогресса", Лосский считает, что и "царство вражды" в целом, и каждая отдельная субстанция, входящая в него, динамически развиваются. Вообще говоря, субстанции могут выбрать путь еще большего отдаления от Бога и Царства Божьего, могут коснеть в своем эгоистическом самоутверждении, что и является источником зла в мире. Но у них есть также возможность выбрать путь, который отвечает глубочайшим целям нашей свободы, заложенным в нас Богом, - это путь ко все большему совершенству, к взаимосвязи с другими субстанциями, к утверждению себя не в противоборстве, а в любовном единении с ними. На этом пути каждая субстанция претерпевает ряд трансформаций, одному из наглядных проявлений которых выступает смерть ее тела. При этом важно правильно понять смысл процесса, обозначаемого термином "смерть". Тот сложный материальный объект, который мы по привычке называем "телом" в нашей обыденной жизни, на самом деле является "совокупным телом" множества субстанций. Поэтому смерть - это не уничтожение тела или тел, а распадение органического единства большого количества субстанций. Собственное же тело отдельного субстанциального деятеля, по Лосскому, так же бессмертно, как и сам деятель; оно лишь меняется, испытывает трансформации по мере изменения деятеля (его сознания). Впрочем, Лосский не уточняет, что же нужно понимать под собственным телом человеческой личности, в отличии от тела как совокупности органов и клеток.
Смерть есть распадение сложного органического единства деятелей, подчиненных одному высшему, и в ней есть не только негативный, но и позитивный смысл: она ведет к образованию нового, более совершенного единства, которое означает совершенствование самого "центрального" деятеля. В результате в своей философии Лосский приходит к своеобразной концепции "переселения душ" (или концепции метаморфоз, по терминологии Лейбница),, в пропаганде которой он доходит до весьма странных, почти комичных утверждений. "Персоналистическая теория эволюции, - пишет Лосский, - утверждает личный, индивидуальный характер всего эволюционного и всего исторического процесса. Каждый субстанциальный деятель вечен, жизнь каждого из них длится в течение всего мирового процесса и представляет собою единую историю совершенствования в добре или изощрения во зле, причем индивидуум совершает ряд переходов от одного типа жизни к другому отчасти путем собственной творческой изобретательности, отчасти путем подражания чужим творческим актам и усвоения их. Так, например, человек есть деятель, в начале истории миpa бывший электроном или протоном, ставший затем центральным деятелем атома, потом молекулы, далее какого-нибудь одноклеточного организма, затем проведший жизнь, может быть, ряд видов многоклеточных растительных или животных организмов и, наконец, поднявшийся на ступень человеческой личности, организующей человеческое тело и реализующей человеческий тип поведения. Некоторые этапы этой истории усложнения жизни осуществляются в форме пребывания в теле другого существа, в виде органа его, зародыша, развивающегося в нем, и т. п.".
Кроме того, Лосский признает, что у каждого деятеля помимо возможности такого долгого эволюционного процесса совершенствования есть также теоретическая возможность "мгновенного" преодоления всех наиболее существенных черт своего несовершенства. Это может произойти в тех случаях, когда деятель (человек) возвышается над законами своего бытия в "царстве вражды" и начинает действовать в соответствии с законами Царства Божьего. При этом происходит настолько радикальное изменение всей системы проявлений субстанциального деятеля в пространственно-временном бытии, что это выглядит как "чудо".
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...