Особенно парадоксальный смысл эта возможность имеет по отношению к самой фундаментальной черте пространственно-временного мира - непроницаемости его материальных объектов. Каждый из нас знает, что движущийся на него массивный предмет представляет угрозу для жизни, его столкновение с телом человека происходит по незыблемым механическим законам, которые, как нам кажется, абсолютно ограничивают нашу свободу. Однако, обращаясь к метафизическому истоку этих законов, мы, согласно Лосскому, можем прийти к совсем другому выводу. На самом деле человек как субстанциальный деятель свободен от указанных законов. Механическое действие одного тела на другое в материальном мире возможно только потому, что второе тело в момент действия на него само отвечает таким же точно действием, направленным против первого тела. Незыблемость этого закона обусловлена только тем, что субстанциальные деятели, стоящие за сталкивающимися телами, неизменно придерживаются "закона противоборства", а не "закона любви", по которому существует Царство Божие. Но каждый деятель свободен, и ничто не мешает ему в любой момент отказаться от первого закона (свободно принятого им) во имя второго. Если бы это произошло, это означало бы радикальное изменение характера тех взаимодействий, в которых участвует материальное тело рассматриваемого субстанциального деятеля. В момент действия на его тело любого иного материального объекта его тело "отказалось" бы от ответного действия и "пропустило" бы этот объект через себя, оставшись неизменным и невредимым. "Если бы Бранд Ибсена, - пишет в связи с этим Лосский, - покинутый всеми в горах, поняв всем сердцем своим, что Бог есть Любовь, вступил ко всему миру в отношение благостного приятия его, то тело его преобразилось бы и горный обвал не раздавил бы его: камни и глыбы льда пронеслись бы сквозь него, а он непоколебимо стоял бы на прежнем месте, подобно тому как радуга неподвижно стоит в брызгах водопада среди бешеной суеты капель воды". Понятно, что такое самосовершенствование субстанциального деятеля происходит очень редко и связано с подлинной святостью человека, способного в "царстве вражды" жить по законам Царства Божьего.
Метафизическая система Лосского, изображающая всю реальность как двуединство Царства Божьего и "царства вражды", ведет к достаточно очевидному этическому учению. Несмотря на то что Лосский посвятил его изложению множество работ, в том числе четыре книги, мы не находим здесь ничего принципиально нового и оригинального, в сравнении с другими частями его системы. Очевидно, что конечной, абсолютной целью каждого субстанциального деятеля может быть только преодоление своей зависимости от "царства вражды" и вхождение в Царство Божие. Как бы глубоко ни "пал" деятель, как бы он ни удалился от Бога и Царства Божьего, - от самого своего сотворения он несет в душе представление об этой цели, и выбор пути - "вверх" или "вниз", к идеалу или от него - является всецело делом его личной свободной воли, которая ничем не ограничена. Все виды социальной, физической и метафизической зависимости человека являются иллюзорными; последовательно проводя принципы метафизического персонализма, Лосский утверждает, что в основе всего существующего лежат абсолютно свободные действия субстанциальных деятелей, по отношению к которым любое внешнее воздействие выступает только в качестве повода, но не причины.
Добро в этике Лосского является Абсолютным Добром и имеет естественное онтологическое обоснование, оно есть сам Бог и Царство Божие, понимаемые как абсолютная полнота бытия. Соответственно, все формы относительного добра происходят от Абсолютного Добра и определяются как конкретные нормы и ценности, способствующие вхождению субстанциального деятеля в указанную абсолютную полноту бытия. Напротив, зло может быть понято только как относительная склонность субстанциального деятеля, отклоняющегося от своего предназначения к раскрытию полноты своего бытия. "Зла нет в сотворенной Богом первозданной сущности мира . Конечная цель жизни есть абсолютная полнота бытия существ, достойных обожения. Основное условие достойности оббжения выражено в двух заповедях Христа о любви к Богу и к ближнему. Следствием этой любви является правильное отношение ко всем ценностям соответственно их рангу и потому нравственно доброе поведение во всех отношениях. Основное первичное отклонение от этого правильного пути жизни является там, где тварная личность, вступая в мировой процесс и стремясь к абсолютной полноте бытия, начинает свою жизнь с любви к себе, большей, чем к Богу и к сотворенным Им личностям. Такая чрезмерная любовь к себе, предпочтение себя другим личностям есть нарушение ранга ценностей; она есть первичное, основное нравственное зло, грехопадение тварного существа. Все остальные виды зла, все несовершенства в мире суть следствие этого основного нравственного зла себялюбия, эгоизма". Абсолютный приоритет добра над злом в этике Лосского приводит к тому, что окончательная победа добра в нашем мире оказывается в определенном смысле "гарантированной", хотя и зависящей в своей конкретной реализации от ориентации свободной воли субстанциальных деятелей. Нужно отметить, что в этике Лосского, как и в этике Лопатина, диалектически сочетаются между собой полагание в качестве абсолютной ценности органического единства субстанций, с одной стороны, и признание абсолютной ценности каждой конкретной индивидуальности, каждого отдельного субстанциального деятеля, с другой. Причем, как утверждает Лосский, только в Царстве Божием ценность индивидуальности будет реализована со всей полнотой - именно в силу взаимного "раскрытия" индивидуальных деятелей друг в друге; в нашем пространственно-временном мире, в "царстве вражды" эта ценность воплощается только в очень ограниченном объеме, каждая индивидуальность остается отвлеченной, формальной.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...