Идея личности в ранних работах Франка
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Идея личности в ранних работах Франка
Страница 2

Отвергая любую форму догматизма, Франк резко отрицательно относится и к религиозному, церковному догматизму, в этом пункте намечается его близость к идеологии "нового религиозного сознания", которая развивалась в те годы Мережковским и Бердяевым. Однако в своих статьях Франк критически оценивает это течение, считая, что "Религия Третьего Завета" - это прямолинейное выражение в религиозной сфере революционных настроений русской интеллигенции. В своем стремлении к созданию новой модели отношений человека к абсолютным ценностям (к Богу) он осуществляет современную переработку мистической традиции европейской философии, оппозиционной догматическому христианству в гораздо более глубоком смысле, чем полуфантастические мечтания Мережковского о новой эпохе религиозного развития человечества.

Начав свою философию анализа системы этических ценностей, определяющих деятельность личности, Франк проходит тот же самый путь и приходит к тому же самому конечному пункту, что и рассмотренные ранее русские философы - Соловьев, Шестов, Бердяев. Он утверждает, что для обоснования бытия личности, для того, чтобы понять самые основополагающие закономерности ее жизни, необходимо признать наличие глубокого единства каждой личности с Абсолютом, со сферой абсолютных ценностей. Это единство, составляющее содержание религии, достижимо для человека исключительно на путях углубления в свой внутренний мир, любые попытки зафиксировать его смысл с помощью внешних обрядовых форм и рационального мышления (сюда Франк включает и всю традиционную религиозную догматику) искажают его и, по сути, обрывают наши связи с абсолютным началом. Только индивидуальная иррационально-мистическая интуиция и непосредственное чувство дают личности свидетельства ее причастности Абсолюту.

Полагая, как и Бердяев (см. раздел 11.3), что именно чувство, непосредственное переживание наиболее полно выражает связь человека с Абсолютом, Франк использует для доказательства этого тезиса религиозную концепцию Ф. Шлейермахера. Согласно Франку, именно Шлейермахер впервые попытался осознать чувство не как отдельную и предельно субъективную сферу человеческого сознания, а как универсальный и основополагающий срез жизни, в котором еще нет обособления личности от окружающего бытия. "Термин "чувство", - пишет Франк, - не вполне адекватен мысли Шлейермахера. Под ним он разумеет не обособленную, отдельную область душевной жизни, а глубочайший корень всего сознания вообще . "чувство", хотя и не будучи тождественно теоретическому знанию, не есть однако только субъективный процесс в как бы замкнутой человеческой душе; "чувство" есть, наоборот, процесс раскрытия души и уловления ее тайной связи со вселенной ." Поскольку эмоционально-чувственная сфера является самой фундаментальной сферой личного бытия, обеспечивает связь личности с Абсолютом, только она может быть основой всех других способностей и проявлений человека, "надстраивающихся" над этим исходным уровнем. Эта концепция личности будет подробно разработана Франком в книге "Душа человека" и затем в качестве важнейшей составной части войдет в его окончательную философскую систему, изложенную в книге "Непостижимое".

В раннем творчестве Франка интересный пример применения новаторской методологии анализа человеческого бытия дает статья "Проблема власти" (1905). Рассматривая феномен власти, Франк приходит к выводу, что в его основе, в качестве абсолютно фундаментального и неразложимого элемента, находится переживание подчиненности одного человека воле другого (носящее однозначно иррациональный характер); "между-психическое отношение власти и подчинения - как и отношение любви - принадлежит к первичным данным сознания и именно потому с точки зрения самого субъекта сознания остается необъяснимым, иррациональным, как иррациональны все ощущения и чувства, как иррациональна вся психическая жизнь в ее целом. Логическое сознание - теоретическое и практическое - есть лишь небольшая и производная часть сознания алогичного, светлый клочок, выделяющийся на необъятном фоне безотчетной, непосредственной, инстинктивной душевной жизни". Через такое понимание оснований бытия личности Франк все дальше и дальше уходит от традиционной, "атомистической" концепции человека, конституирующей личность с помощью оппозиций "часть-целое" и "внутреннее-внешнее" (личность и ее собственное, "внутреннее" бытие в этой концепции противостоят миру как часть противостоит целому и внутреннее-внешнему). Признавая переживание - то, что традиционно считается "субъективным" и "внутренним" - формой непосредственного, исходного бытия человека в аспекте его единства с Абсолютом и в аспекте единства со всеми другими людьми, Франк устраняет указанные оппозиции как ложные, иллюзорные, не пригодные для описания личности в ее метафизической сути.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...