Наиболее ясно развиваемая Франком метафизическая концепция личности выступает в статье "Личность и вещь" (1908). В этой статье проводится последовательный анализ системы немецкого философа Вильяма Штерна, изложенной в одноименной книге, изданной в 1906 г., однако интересно проследить, какие принципы и идеи Штерна Франк выделяет в качестве наиболее важных. Прежде всего - это решительное отрицание традиционного для европейской философии представления о наличии в реальности двух противостоящих друг другу сфер бытия - материальной и идеальной. Вместо традиционного противопоставления материи и духа Франк (вслед за Штерном) рассматривает в качестве важнейшего элемента онтологической структуры реальности противостояние личности и вещи. Основу для их различения дают два важнейших качества, определяющих смысл бытия личности - ее конкретность и динамичность, активность по отношению к окружающему миру; в противоположность этому в определение вещи входит характеристика "частичности", абстрактности ("вещь" - это только часть или абстрактное проявление "личности"), а также ее пассивность, неизменность. "Имперсоналистское" мировоззрение, исключающее понятие личности, сводит мир к безличным, абстрактным "точкам" и отношениям между ними. По мнению Франка, это мировоззрение сталкивается с неразрешимыми трудностями и поэтому совершенно неприемлемо: "Легко мыслить, что сущее обнаруживает силу, но как может рождаться сила и власть из одного только отношения между двумя явлениями, которые пассивны каждое в отдельности?" Сущее нужно представлять как иерархию абсолютно конкретных личностей, взаимодействующих между собой, - этот главный тезис будет определять все дальнейшее развитие философских идей Франка.
Развиваемая Франком концепция явно напоминает концепцию "метафизических существ" Соловьева (см. раздел 6.5). Как мы помним, эмпирическая реальность в концепции Соловьева появляется в результате "недолжной" ориентации свободы указанных метафизических существ, что приводит к распадению их единства, обособлению отдельных составляющих этого единства, которые в своем обособленном, "частном" бытии выступают уже не как существа, а как вещи. То же самое утверждает Франк, опираясь на концепцию Штерна; вещь (и вся материальная сторона мира) - это только абстрактно выделенная характеристика, сторона личности, или ее "часть", взятая отдельно от нее (т. е. неистинная в своем бытии).
Однако более важно обратить внимание на принципиально новые черты в представлениях Франка. Описывая свои "метафизические существа", Соловьев называет их "атомами" и "монадами", приписывает им внутреннее представление и способность к внешнему воздействию друг на друга, рассматривает их единство по аналогии с единством клеток в организме, т. е. вносит пространственный элемент в это представление, и т. д. Неявное (а иногда и явное) использование оппозиций "часть-целое", "внутреннее-внешнее" в их традиционном смысле приводит к тому, что новое метафизическое содержание Соловьев пытается выразить в старой форме, связанной с рационалистической традицией "отвлеченных начал". Франк окончательно избавляется от этого неявного господства рационалистических стереотипов.
Прежде всего он совершенно по-другому определяет смысл характеристики единства, цельности каждого "метафизического существа" (личности). Кажущаяся очевидность этого смысла препятствовала ясному пониманию того факта, что за традиционной интерпретацией понятия единства стоит модель "часть-целое",, вносящая в него пространственный, механистический аспект. Вместо такой, "статической", интерпретации единства Франк находит у Штерна новое, "динамическое", функциональное его понимание, замещающее неявно используемую модель единства частей пространственного целого моделью временного самосохранения. Наиболее ясно новизна такой интерпретации единства обнаруживает себя при переходе от описания единства отдельной личности к описанию единства личностей в рамках мирового целого (чтобы подчеркнуть отличие нового понимания единства от старого, Франк использует термин "синтетическое"): " .признак синтетического единства личности разрушает старое учение об абсолютном характере целого и частей, согласно которому метафизически единое не может быть множественным, часть не может быть в ином отношении целым, и целое частью. Так как единство личности содержится не в ее составе, а в ее функционировании, то личность может (в ином отношении) быть также частью высшей личности и, в свою очередь, содержать в своем составе множество низших личностей".
Смотрите также
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...