Описанная онтологическая конструкция является основой всех дальнейших построений Карсавина, она неизменно воспроизводится во всех его работах, обогащаясь все новыми и новыми деталями. При этом Карсавин настаивает на том, что она полностью соответствует православной догме, более того, он считает, что в его философии православное мировоззрение нашло себе наиболее адекватное и ясное выражение. В связи с этим полезно вспомнить резонные возражения, высказанные в адрес этого убеждения Карсавина В. Зеньковским. Рассматривая метафизику Абсолюта-всеединства, развиваемую Карсавиным в главных своих трудах, Зеньковский замечает, что "здесь нет отождествления или уравнивания Бога и мира, но здесь налицо такое их соотношение, при котором Абсолютное "соотносительно" миру, при котором оно немыслимо без мира: в Абсолютном нет свободы в отношении к миру (ни в акте творения, ни во взаимоотношении с миром)". В философии Карсавина тварное бытие (человек) оказывается необходимым выражением сущности Абсолюта, вне акта творения Абсолют не может осуществить себя как Абсолют и, значит, зависит от него; тварное бытие в сущности предсуществует, ибо оно есть "иное" Абсолюта и им неизбежно "полагается" ."
В своей критике Зеньковский точно определяет главную позитивную интенцию философии Карсавина, благодаря которой его философия по праву может быть поставлена в один ряд с самыми оригинальными философскими построениями XX в.: для него тварное, человеческое бытия оказывается необходимым и центральным элементом онтологии, только через анализ человеческого бытия можно осмыслить сущность и "структуру" Абсолюта. Используя два главных термина хайдеггеровской метафизики, можно сказать, что у Карсавина человеческое бытие выступает как "присутствие" Абсолюта (бытия как такового) в форме мира, и это "присутствие" имеет в своей основе акт "экзистирования" - акт "Богоявления в ничто"; поэтому основные метафизические характеристики бытия выявляются через анализ структуры человеческого бытия, в полном соответствии с принципом хайдеггеровской метафизики: "онтология есть феноменология человеческого бытия". Применение этой методологии заметно уже в ранних работах Карсавина, где особенно большое внимание уделяется тем же самым ключевым категориям, на которых основывалась метафизика Достоевского, - категориям любви, свободы, добра и зла.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...